На состоявшейся во вторник совместной коллегии управления идеологической работы и управления образования облисполкома шла речь о состоянии идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Витебщины.
Впервые за последние годы в одном зале собрались руководители идеологических структур городских и районных исполкомов, а также директора и их заместители по идеологической и воспитательной работе учебных заведений. Лейтмотивом совместного обсуждения проблемы была недопустимость формализма в работе с молодежью. Сегодня каждый должен понимать, что от того, с каким багажом знаний, с какими убеждениями и настроением молодой специалист придет в трудовой коллектив, во многом будет зависеть экономическое благосостояние нашей страны.
Как отметил докладчик начальник управления идеологической работы облисполкома Александр Клицунов, в ходе подготовки к совместной коллегии данный вопрос был изучен в 19 образовательных учреждениях области. Педагогические и идеологические кадры в регионах работают в тесном взаимодействии, используя в воспитательном процессе возможности семьи, учебного заведения, общественных организаций, средств массовой информации. Главным же идеологом в учреждениях образования должен быть директор, подчеркнул Александр Иванович. От руководителя и потенциала педагогических кадров зависит как профессиональное обучение учащихся, так и их воспитание. В этом плане был отмечен положительный опыт Полоцкого профессионального лицея строителей, где имеются трудовые династии педагогов и мастеров производственного обучения. Для быстрейшего становления вновь прибывших специалистов работает «Школа молодого педагога», практикуется наставничество, проводятся конкурсы профессионального мастерства. Также много положительного в работе с кадрами в Оршанском государственном профессиональном лицее им Г.Семенова и Оршанском государственном медицинском колледже. Вместе с тем Витебское государственное училище олимпийского резерва в последние годы лихорадит кадровая текучка руководящего состава, а в Борковском государственном лицее сельхозпроизводства и Оршанском государственном колледже железнодорожного транспорта есть вопросы к профессиональной подготовке мастеров производственного обучения, воспитателей, культорганизаторов.
В большинстве учебных заведений для всестороннего развития учащихся и реализации воспитательных задач имеется необходимая материальная база: библиотеки, актовые и спортивные залы, современные компьютерные классы, уютные столовые. В Новополоцком профлицее строителей, Витебском лицее №4 легкой промышленности, других учебных заведениях для формирования у учащихся чувства корпоративности, гордости за выбранную профессию в полной мере используются музеи и музейные комнаты.
Важный участок работы для педагогов и идеологов – привлечение учащихся к внеучебной деятельности. Охват объединениями по интересам в учреждениях образования на сегодня составляет 54% от общего количества учащихся, 14% обучающихся посещают кружки и спортивные секции. Необходимо активнее вовлекать молодежь в деятельность конструктивных общественных организаций. Учитывая, что возраст и здоровье ветеранов Великой Отечественной войны уже не позволяют практиковать активные встречи с молодежью, необходимо для патриотического воспитания привлекать воинов-интернационалистов, которых в нашей области более 5 тысяч.
Нельзя забывать и о трудовом воспитании молодежи, отметил в своем выступлении начальник управления образования облисполкома Иван Щурок. Волонтерское движение, молодежные отряды охраны правопорядка, созданные во многих учебных заведениях, стройотряды – это то поле деятельности, где куется характер труженика, патриота своей страны.