В. Семенов.
Как мы уже сообщали, уникальную тест-систему, позволяющую за короткое время определить, какой именно антибиотик поможет больному, разработал доктор медицинских наук, профессор, декан лечебного факультета Витебского медуниверситета, председатель научного общества инфекционистов Беларуси Валерий Семенов. На республиканском конкурсе инновационных проектов-2011 он был награжден дипломом за первое место.
Нет такого человека, который бы никогда не принимал антибиотиков. Их эра началась с 1928 года, когда изобрели пенициллин, позволивший спасти многие жизни. С этого периода и началась борьба с бактериальными инфекциями путем применения антибиотиков.
Почему за сравнительно небольшой период (с 1940 года) их было создано так много? Потому что бактерии, стремясь выжить, проявляют в ответ резистентность (устойчивость) против антибактериальных препаратов. То есть ищут способ сохранить себя в организме. В настоящее время ученые даже не успевают с производством новых видов лекарств, тем более что стоимость их чрезвычайно высокая: от идеи до внедрения надо потратить 2-3 млрд. Долларов.
В ноябре прошлого года профессор Семенов побывал в Ташкенте на международном медицинском симпозиуме Всемирной организации здравоохранения. На правах эксперта проводил там мастер-класс по назначению антибиотиков и читал лекции. Генеральный директор ВОЗ высоко оценила изобретение витебского ученого. Сейчас тест-система на регистрации в России, Узбекистане, Киргизии, Германии. Она интересна инфекционистам и потому, что позволяет подобрать для лечения антибиотики старого класса, но главное – помогает в течение нескольких часов, а не трех-четырех дней, как это было прежде, определить, каким препаратом вести антибактериальную терапию.
– Теперь больной не будет находиться под действием химических препаратов, от которых нет эффекта?
– В этом и состоит самое главное достоинство нашей тест-системы – ускорить дифференцировку, чтобы, не теряя трех дней, подобрать пациенту лечение. Ведь, как сказал Гиппократ, «все лекарства – яды, но не все яды – лекарства».
Тест-система позволяет, взяв на анализ любую биологическую жидкость (кровь, мочу, слюну), в течение первых часов решить, какие антибиотики целесообразно назначить больному.
– Но инновации без инвестиций – это только разговоры. Удалось ли найти тех, кто согласился вложить деньги в производство тест-системы?
– Да, это частная витебская фирма «Сивитал». Очень интересный человек директор предприятия Сергей Анатольевич Иванов (кстати, он недавно получил почетное звание «Человек года Витебщины» в номинации «Малый и средний бизнес») проникся идеей и рискнул начать производство.
На сегодняшний день тест-системой заинтересовались клиники Прибалтики. Есть вероятность, что идею оценят и в других странах Евросоюза.
Минздрав намерен рекомендовать ее для всех белорусских клиник, а пока подписал документ о целесообразности при назначении антибиотиков обследоваться с помощью нашей тест-системы. В Беларуси вообще очень сложная процедура внедрения медицинских новинок. На сегодняшний день производство диагностических тест-систем, можно сказать, отсутствует.
– Одно обследование сколько стоит?
– Около 4 у.е. Так что в перспективе каждый желающий сможет в платном кабинете узнать, каким антибиотиком ему можно пользоваться. Думаю, в масштабах страны необоснованное их назначение сократится на 20-30 процентов.
– А можно ли протестироваться здоровому человеку, чтобы заранее определить, есть ли резистентность к тому или иному антибиотику?
– Да, можно и заранее об этом узнать.
– Валерий Михайлович, что скажете тем, кто глотает любые имеющиеся в домашней аптечке антибиотики при первом же недомогании?
– Этого нельзя делать! Наши молодые доктора, исследовав домашние аптечки у большого числа людей, установили, что дома хранятся в основном тетрациклин, левомицитин и ампициллин – препараты, которые на сегодняшний день признаны не лучшими по многим параметрам. Пользоваться ими нецелесообразно.
Побывали наши молодые врачи и в аптеках. Под видом больных (кашель, температура) просили что-нибудь посоветовать. И фармацевты, не занимающиеся лечением, почему-то начинали рекомендовать лекарства. Это плохо, когда аптека работает как магазин – лечит, не зная больного. Наносится огромный вред здоровью.
– Чем вообще опасны антибиотики?
– Если их неправильно назначать, то, во-первых, они не помогают. Во-вторых, все они в той или иной мере токсичны – страдают печень, желудочно-кишечный тракт. В-третьих, инфекция увеличивает свои возможности быть устойчивой к антибиотику. Такой больной, придя в коллектив и чихнув, «награждает» устойчивыми к антибиотикам штаммами и других людей. Это социальная проблема.
– В преддверии гриппа что посоветуете нашим читателям? Оксолиновую мазь, чеснок?
– То, что оксолиновая мазь препятствует вирусу, – утопия. Она закрывает нос как входные ворота и человек начинает дышать ртом, что гораздо опаснее… А сколько надо съесть чеснока, чтобы он убил вирус?
Есть другие противовирусные препараты, например, ремантадин, терафлю. В каждой семье они должны быть. Если объявлен эпидемический подъем и человека залихорадило, поднялась температура, появились другие симптомы, то 90 процентов, что это грипп. И в первые же часы необходимо принимать противогриппозные средства, тогда они будут эффективны.
В этот период суточное потребление жидкости для взрослого человека должно составлять 3,5 литра. Таким образом организм освобождается от токсинов. Причем в пропорции сладкие растворы (морсы, компоты, чаи) и соленые (минеральная вода) должны быть 1:1.
– Говорят, вирус не любит высокой температуры, поэтому сбивать ее не надо.
– Принимать жаропонижающие препараты надо. Особенно маленьким детям, так как высокая температура (выше 38,50) может вызвать отек головного мозга.
Что касается взрослых… При температуре учащается сердцебиение. Если 390, то тахикардия такая, будто бежишь стометровку. При сопутствующей патологии сосудов, а в возрасте старше 50 лет она уже есть, это опасно.
Вопрос в том, чем сбивать температуру. В период гриппа не нужно назначать аспирин, более приемлем парацетамол.
– И, конечно, витамины?
– Да, очень рекомендуются, особенно витамин С.