В сфере культуры случайные люди, если туда и попадают, надолго не задерживаются. Работы всегда много, а вот в материальном плане ее служители не избалованы. Школьницей Елена Бородейко даже не знала, что есть в Минске институт, где готовят работников культуры.
Сказала об этом и посоветовала Елене поступать именно в этот вуз руководитель курсов учебно-производственного комбината, который посещали старшеклассники, Тамара Максимовна Барохо. Оставив «про запас» профессию фельдшера, выпускница сельской школы из Лепельского района подала документы в столичный институт и успешно выдержала экзамены. После его окончания вернулась в родную деревню Попловка уже директором местного клуба.
Следующей ступенькой профессионального роста стал методический отдел районного отдела культуры, после декретного отпуска довелось поработать в краеведческом музее. Несколько лет возглавляла РДК, а в 2006 году Елена Ивановна Бородейко была назначена директором знаменитого в наших краях Лепельского Дома ремесел, славного своими успехами в возрождении народных промыслов и творческим коллективом мастеров.
Сегодня, осмысливая пройденное, она считает, что ни одна из прежних должностей не была напрасной, каждая обогатила знаниями и навыками. Первая работа дала некоторый жизненный и организаторский опыт. Благодаря второй сегодня она знает район и живущих в нем людей как свои пять пальцев: собирая с коллегами по деревням народный фольклор, исколесила его вдоль и поперек. В музее еще лучше узнала историю родного края и научилась обращать внимание на исторические детали. В районном Доме культуры Елена Бородейко вела многие концерты. Кроме того, она всегда и с удовольствием пела. Результат этого – уверенность в себе и чувство аудитории.
Словом, в Дом ремесел она пришла сложившимся профессионалом. Сегодня Елена признается, что было страшновато: все-таки народные ремесла – это другая ветвь древа культуры. Прежний директор, Ольга Емельяновна Жукова, установила очень высокую планку в творческой работе. Просторный зал нынешнего Дома ремесел – кладовая сокровищ, цену которым знают сегодня, увы, немногие. Тканые пояса, рушники, глиняные горшки, кувшины, деревянные скульптуры и панно, изделия из лозы и соломки. Козырная карта местных мастеров – ткачество, национальный белорусский и региональный костюм так называемого лепельского строя. Непревзойденный мастер ткачества Ирина Альхимович создает подлинные шедевры. Вообще, каждый из работающих здесь специалистов в своем роде уникален.
Естественно, что новому директору захотелось больше узнать о тонкостях старинных промыслов. Не заметила даже, как увлеклась этим, особенно ткачеством. Выяснилось, что носители традиций исконных белорусских ремесел, хранительницы знаний и опыта, – те самые бабушки, песни которых она собирала и записывала в молодости. Так, Лидия Леоновна Борисевич из д. Губино, отметившая на днях столетний юбилей и известная Елене как знаток фольклора, оказалась хорошо знакомой и нынешним продолжательницам народных традиций в ткачестве. В свое время ее сундуки со старинными женскими нарядами стали для них настоящим кладезем. Сегодня благодаря усилиям современных подвижников от культуры связь времен сохраняется.
Елена вспоминает, что, когда в 2008 году Лепельский Дом ремесел переехал на новое место в просторное помещение бывшего магазина, она даже засомневалась: хватит ли экспонатов, чтобы «заселить» ими пространство? Опасения оказались напрасными. Сегодня приходится думать, где разместить новые коллекционные вещи, тем более что творческих работ прибавляется. Сейчас, например, в экспозиции появились чудесные гобелены Ольги Гончар. Да и другие разделы постоянно обновляются и пополняются.
В этом году имя Елены Бородейко названо среди других лауреатов областной премии «Человек года Витебщины». Директор Лепельского Дома ремесел искренне считает это успехом всего коллектива.