Хотя 2011 г. был непростым, система образования Витебщины работала в течение его стабильно – такой вывод сделан 3 февраля на итоговом заседании коллегии управления образования облисполкома. Социальные стандарты соблюдены, ряд показателей выше среднереспубликанских. Поэтому мероприятие началось с награждения грамотами передовиков педагогического поприща. Но немало и проблем, исходя из которых определены ближайшие планы и задачи.
Говоря о состоянии материально-технической базы, начальник управления образования И. Щурок отметил, что календарный год завершен без долгов благодаря поддержке облисполкома и лично губернатора Александра Косинца. (Для ее укрепления было дополнительно выделено около 29 млрд. руб.). На ремонт объектов системы образования израсходовано более 47 млрд. руб. Введены в эксплуатацию 5-й корпус и стадион в полоцкой СШ № 18, завершилась реконструкция глубокской СШ № 1 и т. д. В этом году для нужд образования тоже предусмотрены солидные средства. Необходимо строить спальный корпус с пищеблоком в Витебском кадетском училище, спальный корпус в детском санатории «Жемчужина» на Лепельщине, детдома семейного типа в нескольких районах, другие важные объекты.
Дошкольное образование в нашей области – это 47 120 воспитанников (больше, чем в 2010 г.) и 7 155 педагогов в 655 учреждениях. Лучше, чем где-либо в сельских районах, посещение детьми дошкольных учреждений налажено в Полоцком, Шумилинском, Верхнедвинском. Заболеваемость детсадовцев по области ниже, чем в целом по стране, однако еще предстоит открыть санаторные группы в каждом районе. Желает быть лучшей оснащенность образовательного процесса. Свое образование следует повысить 13% воспитателей. А еще в дошкольном образовании требуется заполнить 70 вакансий.
За минувший год закрыты 8 начальных, 12 базовых и 2 средние школы. При этом были учтены интересы детей и высвободившихся педагогов. Реструктуризация продолжится, поскольку 45% сельских школ – малокомплектные, в каждой менее полусотни учеников. Вновь актуальны в ученической жизни группы продленного дня, пришкольные интернаты. В автопарке областной системы общего среднего образования – 174 автобуса для подвоза детей на занятия (из них 24 приобретены в прошлом году), но техника со временем устаревает, обновлять ее по известным причинам стало сложнее. Стоит задача удешевить питание школьников. В городах им охвачены 98% учеников (горячим – 87%). В сельской местности, где все дети имеют возможность употреблять горячую пищу, по-прежнему упор будет сделан на самообеспечение школьных столовых.
Учебной и методической литературой школы обеспечены. В рамках нынешнего Года книги их библиотеки станут еще богаче. Внедряются и компьютерные технологии преподавания. Плодотворно работают 7 экспериментальных площадок республиканского уровня, 106 исследовательских проектов – областного, организовано 402 научных общества учащихся. По итогам прошлогодней республиканской олимпиады сборная Витебщины получила 83 диплома, есть и золотая медаль с международной олимпиады по физике. Способные и талантливые дети на Витебщине не перевелись, а среди учителей немало настоящих мастеров своего дела. Что касается общей кадровой ситуации в образовании, то впредь предпочтение будет отдано целевой подготовке педагогов и воспитателей.
Реализацию Декрета № 18 в нашей области характеризуют такие цифры. Втрое сократилось число отказов от детей. В 17 детдомах семейного типа живут 110 воспитанников, 1163 – в замещающих семьях. За последнее пятилетие усыновлены 358 детей. Однако профилактика детского неблагополучия еще не на должной высоте, как и престиж приемной семьи.
В профтехобразовании впервые – в 2011-м – не был выполнен план приема на первый курс. Это свидетельствует о назревших переменах. Вместе с тем немало предпринято для укрепления материально-технической базы, эффективной внебюджетной деятельности. Учхозы системы ПТО поработали результативнее, чем в 2010 г. Первое место в командном зачете ее представители заняли на республиканском слете изобретателей и рационализаторов, а гран-при – на республиканском фестивале «Арт-вакации». Почти все выпускники получили первое рабочее место.
На заседании речь шла и о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, образовательной помощи детям с психофизическими особенностями, организации летней занятости учащихся и других актуальных вопросах.
Общей особенностью для всех подразделений областной системы образования в минувшем году была работа в условиях Кодекса об образовании Республики Беларусь. Теперь необходим мониторинг – чтобы проанализировать, как сочетаются теория с практикой.