Павел Ладик, старожил Витебска, участник освобождения города.
В 1897 году в Витебске открылась первая в Беларуси школа рисования и живописи. Ее организовал и возглавил выпускник Петербургской академии художеств Юрий Моисеевич Пэн. Учеба была платной, однако с малоимущих денег не брали.
После революции художественная школа стала государственной, несколько раз переименовывалась и преобразовывалась, но Ю. Пэн оставался в ней преподавать. Из стен этого учебного заведения вышло немало талантливых художников. Марк Шагал тоже считал
Ю. Пэна своим первым учителем.
Пэн был не только хорошим педагогом, но и замечательным художником. Его живопись восхищает любителей искусства и специалистов. Юрий Моисеевич вел скромный образ жизни, в быту довольствовался самым малым, к богатству не стремился, все силы и время отдавал искусству.
Ю. Пэн прожил в Витебске 41 год, за это время написал около 800 картин. Его квартира превратилась в выставочный зал и хранилище произведений искусства. Некоторые интересовались, почему он не продает свои работы. Художник отвечал, что не торгует вдохновением. Он планировал передать все картины любимому городу. Может быть, для этого пригласил нотариуса и составил опись всех живописных и графических работ.
В марте 1937 года Ю. Пэн был зверски убит в собственной квартире. Виновных нашли и осудили, а картины и гравюры передали в собственность государства.
С 1939 по 1941 год в Витебске функционировала Пэновская картинная галерея, в которой всегда было много посетителей. Я шестнадцатилетним юношей несколько раз был там. Помню, все стены 4-комнатной квартиры от пола до потолка были увешены картинами. Ходили экскурсоводы, давали пояснения. Многие полотна запомнил на всю жизнь. Среди них – портрет нищего с Полоцкого рынка, картина пропала, а я ее вижу в деталях.
Во время Великой Отечественной войны большинство работ Ю. Пэна бесследно исчезло. На сегодняшний день в Витебском художественном музее находится только 166 живописных полотен и 17 гравюр художника. В небольшом зале выставляется всего пятая часть. А как хотелось бы, чтобы наследие Ю. Пэна было представлено в полном объеме.
Почему бы нам, витеблянам, не возродить галерею Юрия Пэна? Это было бы лучшим памятником художнику, основателю первой школы живописи. Он мечтал, чтобы его картины принадлежали жителям родного Витебска.