На сегодняшний день в Витебском районе 321 ребенок официально находится в социально опасном положении. За прошлый год 45 детей были признаны нуждающимися в государственной защите и направлены в приюты, 9 из них так и не вернулись к родителям.
А всего за время действия декрета №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» 58 мальчиков и девочек из Витебского района получили статус социальных, т. е. при живых родителях, сирот. Основная причина этому – семейное неблагополучие. Что делается в районе по повышению ответственности родителей за воспитание и содержание детей и насколько это эффективно, рассказал на недавнем заседании райисполкома заместитель председателя по социальным вопросам Геннадий Филиппенко.
В районе проживают 215 обязанных лиц, все трудоустроены, но добровольно возмещают расходы государства на содержание детей только 5 из них. Остальных приходится тем или иным способом заставлять работать. И результаты есть. Если, например, за 2009 год, по сведениям отдела образования, с горе-родителей взыскано 36,8% от подлежащей суммы, то в 2011-м – 53,7%. Однако этот показатель государство не устраивает. Проблема возмещения средств остается актуальной, тем более что с 1 января нынешнего года стоимость содержания ребенка на гособеспечении в среднем выросла в 2 раза и составила от 850 тыс. до 970 тыс. рублей.
На первый план сегодня выходят уже не вопросы трудоустройства обязанных лиц, а подбор для них таких мест работы, где заработок позволял бы в полной мере погашать расходы на содержание детей. Средняя заработная плата обязанных лиц по району за февраль составила чуть более 1 млн. рублей. Этого мало. Усугубляет ситуацию то, что, как правило, у них нет профессии, только среднее или базовое образование. Возможность же профессиональной подготовки без отрыва от производства практически не используется. В прошлом году обучение прошел только один человек.
В последнее время руководители трудовых коллективов более требовательно стали относиться к отработке прогулов обязанными лицами, предоставлению им дополнительных объемов работ, однако меры воздействия принимаются не всегда своевременно, а взаимодействие нанимателей со службой занятости и РОВД часто малоэффективно. Бывают срывы предоставления автотранспорта для работы специализированной мобильной группы по контролю за трудовой дисциплиной обязанных лиц.
Недоработки есть и у учреждений образования – по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении. Качество индивидуальной работы, проводимой педагогами с неблагополучными семьями, прозвучало на заседании, не на высоте. Почти треть детей состоят на учете находящихся в социально опасном положении год и более. Обоснованность их длительного пребывания в СОП, отмены статуса не всегда обстоятельно анализируются. На практике работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение, проводится только учреждениями образования, без привлечения других служб района.
Изменить сознание людей, занявших иждивенческую позицию по отношению к государству, вернуть их к нормальной жизни сложно, отметил Г. Филиппенко, но нужно. Очень важным в районе считают каждый факт восстановления в родительских правах. В прошлом году 5 человек вернули свои права на 8 детей. Это своего рода прорыв. С 2007 по 2010 годы такой родитель был только один.