
В обувном магазине «Березка». Продавец 5-го разряда Т. Леоненко.
Как минимум семь новых торговых центров должно появиться в Новополоцке до 2014 года. Средства в их строительство будут инвестировать как иногородние, так и местные компании, преимущественно негосударственные. Это будет вкладом нефтеграда в реализацию подпрограммы «Витторг» Региональной программы инвестиционного и инновационного развития.
Данная сфера, как отметила начальник отдела торговли и услуг Новополоцкого горисполкома Ирина Минчукова, в городе развивается стабильно и динамично. Социальные стандарты даже перевыполняются. В нефтеграде работают 206 магазинов с торговой площадью свыше 31 тыс. квадратных метров, 5 торговых центров, 9 рынков, около 150 объектов общественного питания, в том числе 70 – общедоступного типа и 18 предприятий быстрого обслуживания.
Однако по микрорайонам города эти объекты распределены непропорционально. Кроме того, при высокой обеспеченности горожан ресторанами высшей (8) и первой (5) наценочной категории ощущается явная нехватка небольших кафе и закусочных. Поэтому одна из насущных задач – ликвидировать появившийся дисбаланс. Актуально также, по словам Ирины Алексеевны, продолжить практику открытия специализированных магазинов. В частности, весьма необходим новополочанам хороший торговый центр по продаже строительных материалов. И построить его уже выразили желание владельцы строймаркета «Практик» в Полоцке.
Товарооборот Новополоцка сегодня на 60% формируют предприятия негосударственного сектора. Из зарегистрированных в Новополоцке 646 организаций малого и среднего бизнеса 286 приходится на сферу торговли и общественного питания. Кроме того, в этой области занято более 2200 индивидуальных предпринимателей.
Новые торговые объекты (прежде всего в строящихся микрорайонах города) тоже будут возводить в первую очередь частные компании. Среди них – торговый дом «Стрелец», ООО «Рестрэйд», ЧТУП «Наши детки» и «Новхим», минское ПТЧУП «Динамо Центр», предприятие с иностранной долей собственности «Дарган». В городе будут открыты торгово-развлекательный, административно-торговый и сервисный центры, комплекс торговых павильонов, магазины по продаже продовольственных, промышленных товаров, детской одежды. Уже начата разработка проектно-сметной документации.
ОАО «Базис» тоже построит новый торговый центр с объектом общепита в девятом микрорайоне. Это крупнейшее торговое предприятие не просто составляет достойную конкуренцию частникам, но и продолжает удерживать позиции лидера городской торговли. Секрет успеха – в постоянном развитии. Недавно открытое «Базисом» кафе-пиццерия «Смайл» как раз и заполнило нишу небольших уютных заведений с хорошим обслуживанием, стильным интерьером и разнообразным ассортиментом блюд, которые привлекательны для людей разных возрастов.
Весьма востребованным, как отметила И. Минчукова, оказался и единственный в регионе большой специализированный магазин обуви «Березка», открытый в конце прошлого года. Предполагается, что здесь будут продавать до 20 тысяч пар обуви в год, а вложенные в реконструкцию 2 млрд. рублей окупятся за 3 года и 8 месяцев. Обдумывая варианты использования пустующих площадей бывшего ресторана (360 квадратных метров), руководство «Базиса» весьма тонко уловило дух времени. Ведь согласно маркетинговым исследованиям именно обувь сегодня является самой продаваемой и динамично развивающейся товарной группой. А если в ассортименте более трех тысяч пар отечественных и зарубежных производителей, то шансы на успех повышаются.
Развитие торговой сети Новополоцка, как подчеркнула И. Минчукова, и дальше будет вестись в целях удовлетворения покупательского спроса и повышения качества обслуживания населения.