За 2011 год исполнительными и распорядительными органами на Витебщине рассмотрено 27,9 тыс. обращений граждан. Характер их по сравнению с предыдущим периодом существенно не изменился: преобладали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, реализации жилищных прав, труда и социальной защиты, транспорта и коммуникаций, землепользования и землеустройства. Остроту приобрели обращения по проблемам строительства.
Несмотря на экономические сложности минувшего года, меры, принятые по социальной защите и обеспечению занятости, позволили на четверть сократить количество обращений граждан по вопросам трудоустройства, назначения пенсий и пособий. Правда, увеличилось число обращений по оплате труда и соблюдению трудового законодательства в сфере промышленности, строительства, АПК, организациях частной формы собственности.
Негативные тенденции, развившиеся в строительном комплексе области, вызвали недовольство части населения и, соответственно, рост обращений в облисполком. Острота проблем в жилищном строительстве сохраняется, изменение условий льготного кредитования усилило напряженность в этой сфере.
Предприятия ЖКХ обеспечили устойчивую работу всех коммунальных объектов. Однако существующие нерешенные проблемы, в том числе наличие значительной доли ветхого и аварийного жилищного фонда, недостаточное финансирование капитального ремонта и контроль качества выполняемых работ, а иногда и просто безразличие и невнимательность к проблемам людей вызывают их обоснованное недовольство. В большинстве случаев жители наиболее остро ставят вопросы о нарушении нормативных сроков постановки домов на капремонт, требуют обновления кровель, изношенных внутридомовых инженерных сетей, термореновации наружных стен. Сельчане жалуются на сбои в водоснабжении, качество питьевой воды, недостаточное благоустройство улиц своих населенных пунктов.
Результатом дополнительных мер по организации медицинской помощи населению стало снижение более чем на треть жалоб на работу учреждений здравоохранения. Из 146 обращений этой тематики, поступивших в 2011 году в облисполком, только 6 признано обоснованными.
Совершенствование работы с населением на местах обеспечило сокращение на 25% количества обращений граждан в облисполком, почти наполовину уменьшилось количество повторных обращений, на 22% – поступивших из вышестоящих государственных органов.
По итогам исследования, проведенного на Витебщине информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь летом 2011 года, 35% респондентов отмечают улучшение стиля, форм и методов работы государственных органов с гражданами. Это лучший показатель среди регионов страны. Жители области отмечают и более высокую степень удовлетворенности решением проблемных вопросов. Доля положительных оценок выше общереспубликанских, особенно по таким позициям, как уровень квалификации, вежливость, тактичность, внимательность, умение слушать.
Услугой «одно окно» пользовались 46% участников опроса (это тоже лучший показатель в республике), и 81% из них остался доволен решением своих вопросов (по республике – 76%). По сравнению с 2010 годом возросла удовлетворенность населения области организацией работы с письменными обращениями граждан на всех уровнях власти. Попасть на личный прием к руководителям различных структур на Витебщине проще, чем в других регионах.
Положительный эффект в решении насущных проблем людей дает проведение руководством облисполкома, его структурных подразделений, горрайисполкомов телефонных «прямых линий». Кстати, анализ звонков свидетельствует, что наилучшие возможности оперативно решать возникающие трудности на месте имеют жители Браславского, Глубокского, Толочинского и Чашникского районов, чего не скажешь, например, о жителях Витебска, Орши, Полоцка, Витебского, Дубровенского, Лепельского, Сенненского районов.
При общей тенденции улучшения организации работы с населением все еще распространенным явлением остается неполное рассмотрение обращений, изобилие в ответах извлечений из нормативных правовых актов, что затрудняет их понимание и не дает гражданам разъяснений, правомерны или нет их требования. На личные приемы в облисполком люди порой вынуждены обращаться с элементарными вопросами, решение которых не требует больших материальных затрат и должно осуществляться непосредственно на местах – государственными органами и организациями по компетенции. Требуется также принятие более действенных мер на местном уровне по решению социально значимых проблем, поднимаемых в обращениях граждан.