Со следующего учебного года в России обязательным предметом во всех школах станут «Основы религиозных культур и светской этики». Родители детей, которые переходят в 4-й или 5-й класс, должны выбрать один из шести предлагаемых данным курсом модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика.
Статистика неопровержимо свидетельствует: в тех регионах, где изучают основы религиозных культур, детская, подростковая преступность многократно снизилась.
О гражданско-патриотическом и идейно-нравственном воспитании говорили недавно педагоги Октябрьского района Витебска, священнослужители Витебской епархии и сотрудники правоохранительных органов. Встреча проходила в СШ №29. Лейтмотивом диалога стали слова французского писателя и общественного деятеля ХХ века Анри Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Собравшиеся обсуждали вопросы совершенствования взаимодействия учреждений образования, правоохранительных органов и Белорусской православной церкви.
По мнению присутствующих, о трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить, безусловно, надо, но необходимо открывать им и ее светлые стороны, показывать, что есть тепло, радость, любовь, человечность...
Председатель отдела образования Витебской епархии Андрей Смольский говорил о том, как церковная и государственная системы образования могут взаимодействовать в воспитании детей и подростков. В частности, надо читать лекции на общехристианские темы не только школьникам, но и педагогам, вводить в школах уроки по основам религиозной культуры. «Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жестокие и злые, в нем бывает непросто быть и остаться человеком. И мы должны помочь нашим детям в этом», – подчеркнул А. Смольский.
Как сообщила методист Елена Питаленко, в 2012-2015 годах планируется увеличить количество факультативов по духовно-нравственному воспитанию детей на православных традициях, организовать тематические беседы с родителями о православной педагогике, пополнить школьные библиотеки духовной литературой. Также школьники и педагоги будут участвовать в организации и проведении мероприятий, посвященных празднованию памятных дат деятелей православного просвещения, в календарно-обрядовых праздниках.