Делать хорошую газету без хорошего фотокора невозможно. С первого своего номера «Народнае слова» много лет смотрело на мир и происходящие в нем события глазами Михаила Шмерлинга (позже к нему присоединился молодой коллега Антон Степанищев, который сегодня не менее талантливо снял самого мэтра). Фотографии, запечатлевшие важные мгновения жизни Витебщины, ее замечательных людей, читатели любили. Да и сам автор знаком доброй половине жителей области.
Профессия досталась Михаилу от отца, профессионального светописца. Именно так – светопись – переводится само слово «фотография». Шмерлинг-старший всю свою жизнь работал в витебских фотоателье по ул. Ленина и того, что располагалось неподалеку от школы №2: снимал земляков и гостей города на документы и «добрую долгую память». В военные годы был фронтовым фотографом в составе I Украинского фронта. Отцом Миша гордился и с юных лет присматривался к его делу. Когда папа подарил ему трофейный фотоаппарат, радости мальчишки не было предела. И с третьего класса он стал ловить в кадр объектива все, что представлялось интересным – закадычных друзей, события школьной жизни, закаты и рассветы. Повзрослев, поступил на отделение фотокорреспондентов Минского полиграфического училища, учился у именитых мастеров Беларуси – Михаила Ананьина, Александра Дитлова, Исаака Соловейчика, Павла Никитина. На практику он попал в одно из старейших изданий мира – авторитетнейший журнал «Огонек», где к фотографии было особое, требовательное отношение. Фотослужбу в ту пору возглавлял Дмитрий Бальтерманц – живой классик жанра. Здесь же работали Геннадий Копысов, Лев Шерстенников – нечванливые мэтры, у которых было чему поучиться «подмастерью» из Беларуси Михаилу Шмерлингу. 60-70 годы – период расцвета отечественной фотографии, интерес к которой был чрезвычайно высок, свидетельством чему стали многочисленные выставки по всей стране. До эпохи цифровой фотосъемки и всепобеждающего глянца было еще далеко, снимали на пленку. Красоту и многообразие мира, индивидуальность человеческой личности мастера передавали посредством черно-белой фотографии. Разумеется, витебский стажер старался не пропустить ни одной фотоэкспозиции. Со временем он и сам вышел в свет со своими снимками. Персональные выставки Михаила Шмерлинга проходили не только в родном городе. Одна из первых состоялась в Москве, с работами фотохудожника познакомились любители этого жанра в Польше и Венгрии. В ту пору он работал в областном краеведческом музее, активно сотрудничал с местным телевидением, АПН, журналом «Огонек» и другими издательствами, стал автором многих фотоальбомов, посвященных Витебску и Витебщине.
С конца 1990 года Михаил Маркович связал свою судьбу с газетой «Народнае слова», благодаря чему исколесил всю область, отснял километры пленки и вписал свои кадры в фотолетопись нашего края. Как профессионалу ему были особенно интересны лица людей, историю которых он пытался прочесть. Среди тех, кого запечатлел объектив его камеры, известные писатели, поэты, актеры – Василь Быков, Геннадий Буравкин, Максим Танк, Евгений Евтушенко, Зиновий Гердт, Федор Шмаков, Николай Еременко-младший. Но главными героями снимков, безусловно, были простые люди, наши земляки.
Михаил Шмерлинг уже несколько лет на заслуженном отдыхе, но с фотоаппаратом не расстается. Сегодня главные объекты его съемки – преимущественно друзья и любимые внуки. Но, бывая в командировках, мы, его коллеги, по сей день частенько слышим от читателей просьбу «передать привет Шмерлингу». Эту публикацию можно считать ее выполнением.
P.S. Коллектив «Народнага слова» сердечно поздравляет с профессиональным праздником коллег из печатных и электронных СМИ и наших партнеров – полиграфистов, связистов, работников «Витебскоблсоюзпечати». Здоровья и успехов!