Непростые вопросы решали участники выездного заседания Республиканского совета ректоров, которое прошло на базе Полоцкого государственного университета. Дело, конечно же, не в том, что уважаемые профессора не могли произвести элементарные математические вычисления. Они вырабатывали новые подходы к совершенствованию системы высшего образования в нашей стране по схеме «4+2» – четыре года обучения по специальности и два года в магистратуре.
До 80% выпускников строительных специальностей ПГУ сегодня идут работать в строительные и до 20% – в проектные организации. Первые говорят, что около 40% преподаваемых в вузе дисциплин в практической карьере им не нужны, вторые, наоборот, ощущают себя недоученными: они не владеют современными методами моделирования конструкций, которые уже широко применяются в Европе. Такие данные привел на заседании совета ректор ПГУ Дмитрий Лазовский.
Министр образования Беларуси Сергей Маскевич поддержал в этом Дмитрия Николаевича: упреки работодателей на сей счет порой небезосновательны. Ныне действующая система подготовки кадров несовершенна. С одной стороны, высшее образование становится все более массовым, с другой – назрела необходимость повышения его качества. Как спроектировать модель, адекватную этим вызовам?
Ответом на массовость как раз и будет первый уровень двухступенчатой системы образования. Для большинства студентов сроки обучения сократятся до 4 лет. Получив диплом специалиста (вариант 4+0), молодые люди смогут приступить к профессиональной деятельности. А те, кто захочет углубить знания, приобрести навыки более высокого порядка, пройдут дополнительное двухгодичное обучение в магистратуре (4+2). При нынешней вузовской пятилетке в магистратуре учатся один год – это и есть 5+1.
Важно, что второй уровень обучения актуален не только для будущих служителей науки. Без него будет затруднителен всякий карьерный рост. На предприятиях и в организациях магистр сможет занять должности на один-два разряда выше. Предлагается ввести перечень должностей, которые без второй ступени образования недостижимы. Понятно, что денежное вознаграждение при этом возрастет. Но и запросы станут совсем иными.
– Магистр – это главный кадровый ресурс инновационной экономики, – подчеркнул на заседании совета ректоров С. Маскевич.
Другие выступающие детализировали это утверждение. Обладатели магистерского диплома должны быть способны реализовывать наукоемкие проекты, внедрять новые технологии и формы организации труда. В общем, способствовать успешному развитию науки, экономики, социальной сферы. Для этого необходим не просто набор знаний, а умение анализировать процессы и решать нетрадиционные задачи. В общем, схема 4+2 должна давать в результате значительно больше выгод, чем 5+1.
Магистратура станет практико-ориентированной. В ее основе, по словам ректора Белорусского государственного университета транспорта Вениамина Сенько, должен лежать золотой треугольник: единение образования, науки и производства. Важно привлекать к подготовке магистрантов работодателей, использовать материальную базу базовых предприятий. В данном случае полезно использовать опыт подготовки интернов в медицинских вузах.
52 ректора вузов Беларуси обсудили проблемы, которые неизбежны на пути совершенствования модели высшей школы. Подготовка магистров будет не поточно-групповой, а индивидуальной. Программы должны быть гибкими, предусматривающими возможность изменения специализации. Обладателям ученой степени необходимо найти место на рынке труда, при этом подумать и о трансформации программ средне-специального образования. Важно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава, материально заинтересовывать тех, кто способен создавать инновации. Наиболее жаркую дискуссию вызвало предложение сосредоточить подготовку магистров в ведущих университетах страны. Региональные вузы выдвинули веские аргументы против этого, ведь они как раз и работают в мощной научно-производственной связке с местными компаниями.
Ректор Брестского государственного университета имени А. C. Пушкина Мечислав Чесновский предложил провести конференцию, чтобы обсудить возникшие вопросы в более широком кругу, выслушать мнения авторитетных людей.
Вводимая двухступенчатая система, как отмечалось на заседании, приблизит белорусскую модель высшего образования к европейской и позволит более успешно готовить специалистов для зарубежных стран. В большинстве европейских государств вторая ступень высшего образования является практико-ориентированной магистратурой.
Конкуренция на международном рынке образовательных услуг сегодня возрастает, рейтинг европейских университетов во многом зависит от того, сколько в них учится иностранных студентов. Борьба за них особенно актуальна в условиях демографического спада. Беларусь намерена повышать экспортный потенциал своей высшей школы. Она, как подчеркнул первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук, развивается в соответствии с потребностями инновационного развития экономики и с учетом современных требований – сохраняя лучшие отечественные наработки и заимствуя мировой опыт.
Заседание совета ректоров проходило в корпусах бывшего иезуитского коллегиума, в которых после реконструкции размещаются два факультета ПГУ. Когда-то коллегиум был самым передовым учебным заведением на белорусских землях, где использовались европейские программы и преподавали лучшие педагоги своего времени. Сегодня ПГУ позиционирует себя как классический университет европейского типа, стремясь продолжать традиции и по форме, и по сути. Руководители вузов выразили особое восхищение прекрасными условиями, которые созданы здесь для студентов, и пожелали, чтобы когда-нибудь так же выглядела вся материальная база наших университетов, а качество подготовки специалистов было на уровне мировых стандартов.