К 20-летию возрождения Витебской епархии (по книге архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия «Витебская епархия: история и современность»).
Ко времени принятия христианства в Х веке территорию Витебской области населяли преимущественно кривичи. Они исповедовали ту же форму язычества, что и родственные им славянские племена дреговичей и полян.
Христианство на витебской земле появляется раньше события крещения Руси. Этому способствовало местоположение Витебска – на пути из варяг в греки. Ведь сегодняшний областной центр располагался на границе водораздела Балтийского и Черного морей. «Активно используемые торговые пути, – пишет в своей книге архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, – позволяют предположить принесение христианской веры на эти земли купцами-христианами из Византии. И если археологические находки христианского характера в самом Витебске и окрестностях чаще всего датируются Х–ХII веками, то аналогичные в оршанском Поднепровье относятся к IX-XI векам. Активная христианизация начинается после Крещения Руси, разделения Киевской Руси св. Владимиром на уделы и направления на княжение в них своих сыновей. Становление и развитие Церкви в витебском крае связано с именем сына Владимира от Рогнеды Полоцкой – Изяслава. Перейдя на княжение в Полоцк, он продолжал выполнять волю отца, что выразилось в строительстве храмов Святой Богородицы».
История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве проходило мирно и ненасильственно, в русле восточных традиций, восходящих к святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям славянским.
До начала ХII века Витебск входил в состав Полоцкого княжества. После смерти в 1101-м году Всеслава Брячиславича город становится столицей удельного княжества.
В ХIII – XIV веках политически оформляется новая держава – Великое Княжество Литовское. В 1235 году литовский князь Рингольт владел не только всеми землями по левую сторону Двины, но и Полоцком. А один из его сыновей – Ердзивил – завоевал Витебск, Оршу и Смоленск. Полностью в состав ВКЛ Витебское княжество входит одним из последних, в 1318 году, в результате брака князя Ольгерда Гедиминовича с Марией – дочерью последнего витебского князя Ярослава Васильевича. Летописи сообщают, что при вступлении в брак Ольгерд принимает православие «жены ради» и строит в Витебске две церкви: Благовещенскую и Святого Духа. Скорее всего, при Ольгерде был произведен ремонт либо перестройка здания этого храма, так как Благовещенская церковь к тому времени уже была. По крайней мере данные раскопок позволяют говорить об этом. При Ольгерде была построена связанная система оборонительных сооружений, возведение которых завершено в 1351 году второй женой Ольгерда – тверской княжной Иулианией, которая также воздвигла церковь Иоанна Богослова и основала православный монастырь при Свято-Духовской церкви. А сам Ольгерд предпринимал несколько походов против князя Дмитрия Донского, который требовал возвращения Витебска и Полоцка как «исконных» русских владений. Один из сыновей Ольгерда Казимир (его православное имя Иоанн) в благодарность Богу за спасение своей супруги Елизаветы от утопления (в день памяти пророка Илии) повелел построить в Беларуси по берегам рек Днепр, Двина и Сож шесть православных церквей. Из них три находятся на территории Витебской епархии: в Витебске, Бешенковичах и Орше.
В 1563 году Витебск оказался центром епархии, входившей в состав Киевской митрополии. К концу XVI века здесь было немало православных церквей (две каменные, остальные деревянные): Троицкая, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Воскресения Христова (Рынковая), Параскевы Пятницы, Благовещения Богородицы, Архангела Михаила, Воскресения Христова, Сошествия Святого Духа, Покрова Богородицы, Иоанна Крестителя, Симеона Столпника, апостола Петра. В документе 1552 года также отмечены церкви Успения Богородицы, Спасо-Преображенская, великомученика Димитрия Солунского, страстотерпцев Бориса и Глеба.
Особое место в жизни православных жителей Витебска в XVIІ веке занимает Свято-Троицкий Марков монастырь, расположенный в районе нынешней Марковщины. Он стал центром духовной жизни.
В августе 1839 года было высочайше утверждено представление Священного Синода о перемещении архиерейской православной кафедры в Витебск, и 16 октября этого же года преосвященный Исидор переехал в наш город. Но по-настоящему первым епископом Полоцким и Витебским стал Василий Лужинский (1840-1866 гг.).
В ХIХ веке складываются богатые традиции духовного образования на Витебщине: в 1810 году открылось Витебское мужское духовное училище, а в 1856-м в город переезжает Полоцкая духовная семинария, переименованная затем в Витебскую. Всего в епархии на 1890 год было 305 церковных приходов, 135 церковно-приходских школ. К 1884 году в Витебске действовали: духовная семинария, 3 духовных училища, работали 43 церковно-приходских школы. В 1900-1902 годах функционировало 35 церквей. Главные из них – Свято-Покровская, Свято-Николаевский кафедральный собор, Свято-Успенский городской собор, Благовещенская, Богоявленская, Воскресенская, во имя Георгия Победоносца, Свято-Петропавловская, Свято-Успенская.
В 1906 году Витебск посетил св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1910-м по ходатайству епископа Полоцкого и Витебского Мещерякова мощи преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева были перенесены сначала в Витебск, а потом в Полоцк.
Накануне революции 1917 года в Витебске, где было примерно 40 тыс. православных жителей, действовали 32 храма и 4 часовни. При Свято-Успенском соборе работала духовная семинария.
Возрождение православной епархии и церковной жизни на Витебщине стало возможным лишь со второй половины 80-х годов XX века – с начала периода «перестройки», которая изменила судьбу огромной страны – Советского Союза. Определением Священного Синода от 6 июня 1989 года на территории Беларуси начался процесс воссоздания древних кафедр: Полоцкой, Могилевской и Пинской. Епископом Полоцким и Витебским определено было быть игумену Димитрию (Дроздову). В состав Полоцкой епархии входила вся Витебская область. А 3 октября этого же года в республике был образован Белорусский Экзархат.
В это время начинается возвращение бывших храмов православной церкви. В 2003 году было подписано соглашение о совместной деятельности государства и Церкви в наиболее социально значимых сферах деятельности: духовно-нравственной, воспитания и образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения. Это и благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы.
В возрожденную Витебскую епархию вошло 11 районов области: Витебский, Бешенковичский, Городокский, Дубровенский, Лепельский, Лиозненский, Оршанский, Сенненский, Толочинский, Чашникский и Шумилинский. Почти все они были лишены храмов. К 1990 году в Витебске действовали две церкви и по одной – в Орше, Лепеле, Толочине, Копыси, Чашниках, Лиозно и Дубровно, в клире которых состояли 12 священнослужителей. В это время в Витебске полноценно работала лишь церковь во имя Казанской иконы Божией Матери на Марковщине.
На Покров Пресвятой Богородицы в 1990 году состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе. Его реставрация завершилась в июле 1992 года, когда на Витебщине праздновалось 1000-летие православия в Беларуси. В это же время принято решение восстановить один из наиболее древних храмов Витебска – Благовещенскую церковь, разрушенную в 1961 году. В 1993-м рядом с ней построена деревянная церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского. А 14 декабря 1992 года Синод Белорусского Экзархата принял решение «благословить возрождение жизни и деятельности Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря Орши» под руководством и попечением епископа Витебского и Оршанского Димитрия.
Церковная жизнь епархии продолжала развиваться. За два года с момента ее возрождения число приходов возросло до 56. К концу 1999-го в Витебской епархии было зарегистрировано 84 прихода, из них 62 имели храм или молитвенный дом.
В сентябре 1996 года при епархиальном управлении открылись годичные курсы для подготовки регентов-псаломщиков и катехизаторов. Затем их преобразовали в Витебское духовное училище, а в 2011 году – в духовную семинарию. И возрождение веры, утверждение духовных ценностей продолжается.