Мастер-класс по аппликации соломкой в рамках семинара.
Ощутить себя равноправной и равноценной частью общества, реализовать свои планы и мечты – такие возможности раскрывает перед детьми с особенностями психофизического развития интегрированное обучение. О его организации, изучении наработанного опыта в этой сфере и решении проблем шла речь на недавнем республиканском научно-практическом семинаре, прошедшем в Витебске.
В первый день семинара его участники работали в СШ №46. В фойе была организована выставка методических материалов «Система специального образования Витебской области». Особый интерес вызвали электронные пособия учителя-дефектолога К. Федоровой из Новкинского детского центра развития ребенка и электронно-развивающий практикум «Мир сказки» педагогов Т. Ласковой и И. Груздовой из Коптянской СШ Витебского района.
Открывая семинар, начальник отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук Антонина Змушко отметила, что для реализации идеи интегрированного обучения нужно создать в школе условия, которые обеспечат каждому ученику соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования. Поэтому задача специалистов, занимающихся интегрированным обучением – обеспечить безбарьерную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся.
На Витебщине обучению таких детей уделяется должное внимание. И о создании для них безопасной и психологически комфортной среды неустанно заботятся. Например, в СШ №46 обучаются ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в детском саду №96 – с нарушениями зрения. На базе специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением слуха создан ресурсный центр для этой категории.
Для ребятишек, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать школу, существует надомное обучение – таким способом в области получают образование 178 учащихся и 24 ребенка дошкольного возраста.
По словам начальника отдела общеобразовательной подготовки управления образования облисполкома Василия Горбаля, в 267 учреждениях общего среднего образования функционирует 754 класса интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются 1129 учащихся, в том числе на второй ступени общего среднего образования – 385. И работа по открытию таких классов продолжается, ведь обучение в них очень результативно и значительно экономит государственные затраты. В текущем учебном году в области их открыто 76 (в прошлом – 57).
Пожалуй, одна из главных целей работы с «особенными» детьми – их дальнейшая социализация, адаптация к «взрослой», самостоятельной жизни. Система работы по профессиональной ориентации, трудовой и профессиональной подготовке, трудоустройству выпускников с особенностями психофизического развития, которая сложилась на Витебщине, позволяет им получить профессию, доступную по состоянию здоровья и востребованную на рынке труда.
В прошлом учебном году учреждениями образования выпущено 195 учащихся с ОПФР, из них 123 поступили в профессионально-технические училища, 7 – в средние специальные учебные заведения, 1 обучается на курсах в центре занятости, двое продолжили обучение в 10-х классах, 27 трудоустроены. На базе 10 профессионально-технических учебных заведений области функционирует 11 специальных групп для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Всем выпускникам предоставляется первое рабочее место.
Дети с ОПФР охвачены специальным образованием и коррекционной помощью на 98,8 процента (в сельской местности – на 95,1%).
В области создаются опорные учреждения образования для организации интегрированного обучения и воспитания. Таковыми сегодня являются 41 общеобразовательная школа и 34 дошкольных учреждения.
Лейтмотивом выступлений участников семинара была необходимость дальнейшего совершенствования образовательной среды, компенсирующей каждому ребенку имеющееся у него отставание в развитии. Ведь включение детей с ОПФР в активную совместную деятельность со здоровыми сверстниками предполагает и специальную адаптацию «особого» ребенка, и изменение отношения к нему в социальной среде.