Директор спецавтобазы А. Старовойтов.
Статистика утверждает, что любой из нас, независимо от возраста, в среднем оставляет за год около 400 кг отходов. Ежегодно отмечается рост бытового мусора на 10-15%. Почему это происходит, если покупательская способность населения падает? С этого вопроса началась наша беседа с директором витебского государственного предприятия «Спецавтобаза» Алексеем Старовойтовым.
Он подтвердил, что объемы выполняемых предприятием работ действительно увеличиваются. Если за 2010 год было вывезено и захоронено около 740 тыс. кубических метров отходов, то в прошлом году – 763 тыс. Никто уже не ходит за хлебом с авоськой, за молоком – с бидоном, а за сметаной – с поллитровой баночкой… Выбрасывается несметное количество полиэтиленовых пакетов, которые, кстати, разлагаются триста лет, и прочих упаковочных материалов. Объем отходов резко увеличивается весной, когда горожане находят зимние «подарки» после схода снега, и осенью, когда начинает опадать листва, а владельцы частных огородов собирают урожай. Тогда в рейсы выходит весь автопарк – 83 единицы техники, в том числе 52 мусоровоза, 15 самосвалов и бортовых автомобилей, 3 ассенизационных и 6 тракторов.
В дружном коллективе спецавтобазы работают, включая сотрудников структурных подразделений – полигона по захоронению отходов и приюта для безнадзорных животных, более 300 человек. Недавно предприятие отметило свое 120-летие.
Из исторической справки. В октябре 1892 года Витебская городская управа объявила об открытии ассенизационного обоза по очистке мусорных и помойных ям. Цена взималась от бочки: в 80 ведер – 1 руб. 60 коп., в 30 ведер и ящике той же емкости – 60 коп., а за годовую очистку – по соглашению. Для обоза были закуплены 15 лошадей, 3 насоса с принадлежностями и примерно два десятка бочек.
Накануне войны ассенизационный обоз был преобразован вначале в отдел очистки, затем в трест очистки, а потом в контору очистки. В 1947 году 42 человека персонала, имея 12 лошадей и 2 автомобиля, вывезли 7,7 тыс. куб. метров нечистот... А через десять лет в конторе трудились уже 170 человек. Им принадлежали 16 автомашин и 20 лошадей. В тот год вывезли 56 тыс. куб. метров мусора и нечистот. Тогда же (1957 г.) решением областного Совета депутатов трудящихся контору очистки реорганизовали в трест уличной и дворовой очистки города, а в 1964-м – в специализированную автобазу. Автопарк стал еще солиднее: 71 единица техники, в том числе 43 автомашины для вывозки жидких и твердых нечистот. И тогда план был перевыполнен – вывезли 197,6 тыс. куб. метров отходов человеческой жизнедеятельности.
Конечно, масштабы и объем работы нынешней спецавтобазы несравненно выше. Расширен и спектр деятельности. Примечательным для областного центра заведением стал приют для бездомных животных на Старобабиничском тракте. В отремонтированном теплом и чистом здании, вольерах, расположенных во дворе (всё сделано собственными силами и за счет средств спонсоров, пожертвований горожан) сейчас содержатся 167 собак и 53 кота. А всего за год, по словам мастера по уходу за животными Оксаны Якубенко, здесь нашли спасение от холода и голода 840 животных.
Но сейчас приют настолько переполнен, что его сотрудники из сострадания вынуждены брать животных домой. Руководство спецавтобазы намерено продолжить строительство вольеров и считает, что ветврачам надо «отрегулировать систему отбраковки животных», иначе проблему скученности не решить.
Еще более глобальной проблемой является строительство такого жизненно необходимого Витебску объекта, как полигон по захоронению коммунальных и промышленных отходов. Ныне действующий, возникший в советское время без всякого проекта, надо было закрыть, как считают специалисты, еще 20 лет назад. И не только потому, что к «помойке» подступают городские новостройки. Полигон – как бомба замедленного действия для окружающей среды. Поднимаясь вверх, он вдавливает в грунт свой фильтрат – черную ядовитую жидкость, состоящую из высокотоксичных отходов и воды. Не дай Бог этот «черный кофе», проникнув в слои почвы, попадет в обводные каналы полигона, ручьи, реку Лучеса… Пока, как заверила инженер по охране окружающей среды предприятия Елизавета Вуевская, этого не происходит. С 2002 года в его 500-метровой защитной зоне исследуются почва, воздух и вода. Превышений предельно допустимых концентраций отравляющих веществ не обнаружено. Но опасность есть, поэтому проблему решать необходимо.
Всё упирается в деньги. На строительство только инфраструктуры нового полигона надо, по прикидкам, 230 млрд. рублей, а весь объект, если придерживаться современных технологий да организовать отбор биогаза, потянет на еще большую сумму. Поэтому стройка пока и не движется. Чтобы выйти из положения, директор спецавтобазы принял решение благоустроить участок земли для приема мусора рядом с ныне действующим полигоном. Земля отведена, проект есть, но, увы, на реализацию его тоже не хватает финансов.
Зато с мая работает шведский инвестиционный проект. Рядом со старой свалкой можно увидеть огненный факел – это горит биогаз (метан), «выдавленный» из мусора. Пока его жгут, чтобы предотвратить выбросы в атмосферу и сделать полигон менее пожароопасным. А в перспективе, когда шведские специалисты смонтируют технологическую установку по извлечению газа из твердых коммунальных отходов, здесь будет вырабатываться электроэнергия.
Рассуждая о доходах и расходах своего предприятия, А. Старовойтов подчеркивает, что у него большие надежды закупить по лизингу, который обещает министерство, хотя бы 8 единиц техники. Нужны контейнеры для раздельного сбора мусора, сортировочный модуль… Но основная проблема – изношенность автопарка и нехватка техники. Нужны как минимум 30 мусоровозов и 5 самосвалов. Ныне работающие «старички», самортизированные на 80%, трудиться в две смены не могут. Бульдозеры уже третий срок служат.
– Чтобы развиваться, надо иметь рентабельность как минимум 10%. У нас 4%, да и то за счет того, что бюджет погасил наши убытки, – говорит Алексей Васильевич. – Стоимость вторсырья, которое мы собираем и прессуем (макулатура, пэт-бутылки), не только не покрывает расходов спецавтобазы, оно убыточно на 27%.
Что касается оплаты за вывоз и захоронение мусора от населения, то здесь предприятие выходит на самоокупаемость. С 1 ноября тариф повысился в 2,5 раза (20300 руб. за кубический метр), а с 1 декабря стал 33500 руб., т. е. возмещение затрат в этом месяце составит почти 90%. Такая сейчас политика: к 2015 году ряд коммунальных услуг, в том числе вывоз мусора, субсидироваться государством не будет.