Борис Плешко.
Интереснейшую выставку довелось увидеть недавно в Толочинском райисполкоме. Настоящая фотолетопись города – десятки редких снимков прошлого века. Их нашли в частных собраниях местных жителей. Самые старые фотографии (1920-1930-х годов) сделаны здешним уроженцем и страстным фотографом-самоучкой Тимофеем Плешко. Они хранились у его сына Бориса – тоже коренного толочинца, который по профессии «всю жизнь механик» и ныне работает в райпо «по электронике». Он и рассказал корреспонденту «НС» о семейных фотораритетах и их авторе.
Тимофей Павлович Плешко окончил 7 классов. Это была творческая натура, если можно так сказать, широкого профиля. Самостоятельно собрал фотоаппарат. Снимки делал на стеклянных пластинках, а потом уже на пленке. Выписывать их вместе с химикатами из Москвы было дорогим удовольствием, но фотосъемкой он не зарабатывал, занимаясь исключительно для души.
…Вот эта улица – Гоголя, она и сейчас есть в Толочине, только уже в ином виде, вот этот дом – Варвары и Павла Плешко, родителей заядлого фотографа Тимофея. Их приусадебный земельный надел был размером 50x600м. Второй, купленный за 500 рублей золотом (кстати, купчая сохранилась), находился у речки Щань (сейчас ручей в черте города). Верховодила в хозяйстве Варвара Ильинична. Участок, что на берегу, большевики потом отобрали, а приусадебный урезали до небольшого огорода. Муж Варвары Ильничны умер в 1937-м, она – в 1965-м (в возрасте 93 года). «Разбирая дедовский дом, я обнаружил целый чемодан интересных бумаг, касающихся нашего рода, старые деревянные часы с маятником, самодельный фотоаппарат, который недавно передал в народную киностудию Толочинского РДК, и снимки. Часть их пропала, потому что мой отец смолоду много ездил», – рассказывает Борис Тимофеевич.
На фото 1922 г. Т. Плешко запечатлел работников первой толочинской коммуны (в будущем колхоз «Перемога», потом им. Ленина, ныне – сельхозпредприятие «Корольки»), на обмолоте льна. А вот и сам фотограф – на первом тракторе этой коммуны, при компьютерном увеличении снимка можно разобрать надпись на радиаторе – «Красный путиловец». Трактористом парень не был, потому что семья, в которой он рос, коллективное хозяйство не воспринимала. Просто Тимофея тянуло к технике, ко всему новому, интересному, необычному (есть его фото и с редким по довоенному времени велосипедом). Вероятно, в тот раз всамделишный тракторист побыл фотографом – снял крышечку с объектива настроенного на съемку аппарата, а снимок отпечатал Тимофей.
Позже на смену самодельному фотоаппарату у него появится «Лейка» (увы, не сохранилась). Сделанные при помощи ее снимки сегодня можно увеличивать до больших размеров, качество, в отличие от цифровой съемки, не пострадает. А еще любознательный и умелый Тимофей собрал радиоприемник. Однако больше всего этот талантливый паренек из Толочина мечтал стать артистом. После срочной воинской службы в Краснодарском крае устроился работать в местный театр (и тому, и другому тоже имеются фотосвидетельства). Выучиться же на артиста сначала помешала война. Командир станкового пулемета сержант Плешко защищал Кавказ, Новороссийск, в 1944-м в Карпатах его контузило, имел награды.
После войны все-таки поступил в Москве в театральный институт. Окончить его не удалось, но неуемный Тимофей все равно остался артистом. Работал в Домах культуры. Пытался организовать театр в Жодино, когда этот город еще только начинали строить. Самодеятельный театр Толочинского РДК – его детище, существующее и сегодня. Руководил им 20 лет, переиграл в своих постановках много ролей. Сохранились фотографии того времени. Затем Тимофей Павлович перешел в Дом культуры колхоза «Перемога», позднее – в клуб пригородной деревни Озерцы, где тогда жила его семья и жена работала в школе.
…Когда сыну Борису исполнилось 12 лет, Тимофей Павлович купил ему фотоаппарат «ФЭД». «За печкой, под одеялом осваивал проявку и печать, нормально получалось. Снимки позднейшего времени – в основном семейные, потому что там, где я служил и работал раньше (механик оборонки), было запрещено фотографировать. Теперь вот мой десятилетний внук Серега уже бегает с аппаратом. Сегодня фото – дело привычное, а раньше было настоящее творчество», – подытожил экскурсию по выставке и электронному семейному фотоальбому Борис Тимофеевич.