Сегодня исполняется 60 лет архиепископу Витебскому и Оршанскому Димитрию – управляющему Витебской епархией Белорусской православной церкви.
Родился 22 января 1953 года в Бобруйске. Окончил деревообрабатывающий техникум, а затем Московскую духовную семинарию и академию. С 1977 года – послушник в Свято-Троице-Сергиевой лавре, в 25 лет пострижен в монашество. В 1984 году рукоположен в иеромонахи.
В 1989-м был определен епископом Полоцкой и Витебской, а в 1992-м – Витебской и Оршанской епархии. В сан архиепископа возведен в 2001 году. Решением Святого Синода в 2008-м назначен председателем новообразованного отдела БПЦ по взаимодействию с МВД Беларуси и департаментом исполнения наказаний.
За последние двадцать лет нам посчастливилось время от времени общаться с владыкой Димитрием в его рабочем кабинете, в резиденции, в ходе «прямых линий», которые он проводил с читателями «НС», поездок в районы нашей области, в исправительной колонии. И всегда в душе оставалось ощущение, которое можно по-разному объяснить и называть разными словами: глубина и магнетизм личности, харизма, обаяние… Он умеет согреть взглядом, улыбкой, приободрить шуткой, удивить искренностью и готовностью выразить собственную позицию. Но при всей своей доброжелательности может быть ироничным, твердым и даже суровым, когда речь идет о вещах значимых и наиболее для него принципиальных.
Наказание во спасение
– Это потому, что владыка Димитрий любит людей. А в народе говорят: кого любишь, того чубишь, – поясняет пресс-секретарь Витебской епархии протоиерей Андрей Смольский.
Логика православной веры такая космическая, что людям тяжело постичь ее. Почему Бог сурово наказывает нас: голодом, пожарами, войнами и разными житейскими напастями, тяжелыми болезнями? Потому что любит нас и побуждает, особенно ленивых и ожесточенных, к добродетели. Чтобы к Нему мы обратились и всячески о своем спасении позаботились.
– Можно любить Бога, но так трудно любить людей, тем более врагов своих. А ведь, по Божьему сценарию, мы пришли в этот мир даже заботиться о них. Это слишком тяжелый крест! Как нести его?
Отвечая на этот вопрос, владыка Димитрий приводит мысли святых отцов, которые советовали всегда вначале смотреть на себя: «Заботься о своем спасении, и возле тебя спасутся тысячи…». Конечно, помогать людям необходимо. Но не надо брать крест тяжелее, чем можешь понести.
Владыка любит мудрые притчи. И вот одна из них. «Человек молится: «Господи, ты мне дал такой тяжелый крест, дай полегче!». И вскоре было этому человеку видение. Висят на стене кресты: золотой, серебряный, железный, деревянный… Большие и маленькие. И вдруг голос: выбирай себе крест, который ты понесешь. Человек выбрал самый маленький: «Вот этот дай». А Господь говорит: «Так это же твой и есть, ты его уже нёс».
Мы часто, как говорит архиепископ, неся крест, начинаем унывать, жаловаться. А ведь надо делать это и жить с радостью. Мы не знаем, какие кресты несут люди, которые находятся рядом…
– Благословите ненавидящих вас. По-человечески это невозможно. Но если увидите весь Божественный план, а это, конечно, требует большой духовной работы, постоянного чтения Евангелия и святых отцов, то сможете полюбить врагов своих.
И снова притча. «Один человек ударил другого и тот заплакал. Не потому, что было больно. Ему стало жалко своего обидчика. «Что ты сделал! У тебя на сердце будет так тяжело, тебе будет так плохо!».
О воспитании благочестия
– Как в 25 лет вы решили принять монашество?
– Моя мама Анна Николаевна была глубоко верующим человеком. В своей семье она – двенадцатый ребенок, все дети ходили в церковь… Когда мне было лет семь и мы приехали с ней в Духов монастырь в Вильнюс причащаться (у нас тогда этого нельзя было делать), мама спросила у меня: «Кем ты хочешь быть?». И я сказал: «Монахом».
Кстати, два двоюродных брата владыки тоже в сане архиепископов, один служит в Нижнем Новгороде, второй – в Архангельске. Один из них до сих пор вспоминает уроки своей мамы. В школе нельзя было носить крестик, его срывали. Однажды мама подвела сына к глубокому колодцу и сказала: «Видишь, как там темно и страшно? Если ты будешь снимать крест, ты там окажешься». Те чувства запомнились на всю жизнь.
На вопрос, в каком возрасте родители должны привести ребенка в храм, владыка ответил, что желательно сделать это уже на восьмой день жизни, как привели Иисуса Христа. И самое главное затем разъяснить ребенку, что у человека есть душа, и о ней надо заботиться. Жить по совести, ориентируясь на вечные законы, изложенные в заповедях Божьих.
Архиепископ убежден, что сейчас, когда пропагандируются насилие и разврат, люди старшего и среднего поколения не должны спокойно ждать, что молодежь сама обратится ко Христу. Надо помогать ей обрести веру в Бога и смысл в жизни, а вместе с этим – и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье.
И еще архиепископ советует читать книги, описывающие духовный путь человека, путь к святости. Святые отцы учат борьбе с искушениями, любви к ближнему. Но такие книги нужно читать медленно, вдумчиво.
Что читать?
Сам владыка сейчас читает «Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова». Она полезная и поучительная, цель ее – сделать человека благочестивым и мудрым. Приведем несколько цитат:
«Всякая премудрость – от Господа и с ним пребывает вовек»;
«Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение»;
«От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость»;
«Люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумных да не ускользают от тебя»;
«Не делай зла и тебя не постигнет зло»;
«Удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя»;
«Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем».
Священник – как врач
– Владыка, у каждого православного, думается, в глубине души живет мечта иметь своего духовника, чтобы можно было довериться и спросить совета. Как найти такого священника?
– Особенно с возрастом растет желание рассказать, ничего не утаивая, о своих помыслах, нравственной боли, искушениях и спросить совета. Я пять лет был духовником в Троице-Сергиевой лавре. Народа из многомиллионной Москвы приезжало на исповедь много. Потрясающе, но не помню ни одного греха из тех, которыми со мной делились люди! (Владыка имеет в виду, что священнику надлежит забывать исповеданные ему грехи, «не болтать». – Авт.).
К сожалению, считает он, у нас духовника найти непросто. Почему? В 1992 году на территории епархии было всего лишь 9 храмов и 12 священнослужителей. Сейчас в 160 приходах и 5 монастырях 170 священников. Это совсем немного. К тому же они разные, у каждого свой опыт, личные особенности… «Надо советоваться и с одним, и с другим, а не получается – еще раз прийти в храм. Должно быть общение – хорошее, дружеское».
Людям надо чаще исповедоваться и друг другу. Заботясь о сохранении и укреплении духовных связей со своей паствой, сам он для общения всегда открыт. И его удивляет, когда некоторые люди, ранее занимавшие высокие посты, после ухода в отставку, на пенсию, отдаляются от церкви, сужают круг общения, считая, что стали как бы менее ценными для духовных и человеческих контактов. Архиепископа это смущает: «Разве я общаюсь с человеком из-за того, что он занимает высокое положение?».
Милость к падшим
– Владыка, вы возглавляете синодальный отдел по тюремному служению Белорусской православной церкви. Как оцениваете в целом социальную работу церкви?
– Раньше я часто бывал в колониях и других местах заключения, сейчас из-за нехватки времени делаю это реже… Наш христианский долг – заботиться о страждущих, о заключенных, о бедных, о сиротах, об инвалидах, о престарелых, о бездомных – обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Социальное служение и благотворительность – важная и необходимая часть работы церкви. В частности, перед епархиями поставлена задача помочь в реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказывать им юридическую, социальную и психологическую помощь, участвовать в создании реабилитационных центров и рабочих мест.
– Вы чувствуете, что люди сейчас стали активнее тянуться к церкви?
– Возвращаются. Но чаще лишь в том случае, когда возникают жизненные трудности.
Обращение к истории
Научную степень кандидата богословия архиепископ Димитрий получил по теме научной монографии «Витебская епархия: история и современность». Что подвигло на это? Бывая в приходах, он много раз убеждался, что люди плохо или вовсе не знают истории православия на Витебщине. Даже того, при каких обстоятельствах был разрушен местный храм. Захотелось воссоздать историческую картину, трагические и героические судьбы православных христиан. Получилась замечательная книга, и, как заявлено в ней, работа по восстановлению истории епархии будет продолжена.
Коллектив газеты «Народнае слова» поздравляет владыку Димитрия с юбилейной датой и желает успехов во всех его начинаниях, в делах веры и любви!