Один из самых опытных водителей Дмитрий Юшко сегодня трудится на строительстве дороги в Витебске.
Вчера 45-летие отметило ведущее автотранспортное предприятие Чашникского района – ОАО «АТП №9 г. Чашники».
Свою историю здесь отсчитывают с 20 февраля 1968 года, когда в Чашниках появилась автобаза №9. За прошедшие десятилетия она пережила несколько этапов реформирования, в 1992 году преобразовалась в АТП №9, а открытым акционерным обществом стала в 1997 году, сменив статус в процессе приватизации государственной собственности.
В те уже далекие 1960-е годы в парке предприятия был и такой экзотический нынче вид транспорта, как гужевые повозки. Сегодня АТП №9 укомплектовано новой техникой, которая позволяет полноценно выполнять поставленные задачи: перевозку населения на линиях городских, пригородных и междугородных маршрутов и грузоперевозки. И нареканий у клиентов чашникских транспортников почти нет.
Без этого предприятия сегодня просто невозможно представить себе Чашникский район, тысячи жителей региона каждый день пользуются его услугами. В структуру акционерного общества входят головная база в самих Чашниках, а также две автостанции – в райцентре и Новолукомле.
Вот уже 10 лет предприятие возглавляет целеустремленный и энергичный человек Александр Драневский. Основной своей задачей он считает обеспечение специалистов предприятия стабильной работой и достойной зарплатой.
Доходная часть бюджета растет в первую очередь за счет увеличения интенсивности грузоперевозок, ведь не секрет, что пригородные и междугородние (последние «перебивает» усилившаяся конкуренция со стороны частников) перевозки пассажиров по своей сути убыточны. И хотя бюджет компенсирует затраты, но потери даже с учетом государственных субсидий составили в прошлом году 430 млн. рублей, а за январь этого года – уже больше 50 млн. Но социальные стандарты надо выполнять, а это у АТП №9 получается, как здесь говорят, на «все 200 процентов». Тем не менее пригородная маршрутная сеть нуждается в оптимизации.
Главный экономист предприятия Зинаида Щербицкая отмечает, что в прошлом году сработали прибыльно, благодаря чему средняя зарплата достигла 4 млн. рублей. Нынче ее планируют довести до 4,5 млн. Конечно, это не такая уже и заоблачная сумма, но приходится жить по средствам. Резервы роста руководство предприятия видит в снижении себестоимости работ, так как тарифы на услуги в условиях конкуренции особо не поднимешь.
Сегодня подвижной парк предприятия насчитывает 75 автомобилей, из которых 30 автобусов и 7 машин для транспортировки в торговые точки хлеба (здесь АТП является монополистом в районе). В процессе модернизации всегда стремятся идти в ногу со временем, постоянно обновляя технику. Например, продали или списали невостребованные 10-тонные МАЗы, приобретя более вместительные машины. Так что, по словам директора, «парк нормальный, крепкий, способный работать».
Не дожидаясь Года бережливости, котельную на головном предприятии перевели на местные виды топлива. Установлено энергосберегающее оборудование.
Основной работы хватает сегодня в избытке. Однако не отказываются на предприятии и от прочих услуг. Стабильно работают станция техобслуживания, здесь же машину помоют, заменят масло, проведут шиномонтаж и диагностику. Автолюбителям предоставляют услуги по прохождению технического осмотра. От данного вида деятельности нынче планируют получить 1,4 млрд. рублей прибыли. Может, и капля в море общего дохода в 25 млрд. руб., но, если посмотреть с другой стороны, то это размер заработной платы всего коллектива почти за полгода.
В АТП №9 царит атмосфера взаимоуважения, за эти годы подобрался дружный и сплоченный коллектив единомышленников. «Кадры нашего предприятия – не машины, а люди, – не раз повторял во время нашего разговора Александр Васильевич. – Они у нас грамотные, опытные». Чашники – небольшой город, поэтому на предприятии плечом к плечу трудятся соседи, часто дружат семьями. Директор не захотел кого-то выделять, ведь каждый здесь на своем месте, знает, что делать для выполнения задачи. А если что-то не получилось, проанализировать ситуацию, чтобы извлечь из нее уроки. На сегодня в штате предприятия – 110 человек, из них половину составляют водители. Остальные – инженерно-технические работники, механики, кассиры и кондукторы на автостанциях. Дефицита кадров нет, хотя, может, пара-тройка водителей на сезон и понадобится.
На АТП №9 уверенно смотрят в будущее. В глобальном плане возможно даже объединение, укрупнение районных автотранспортных организаций в одну сеть в границах области. Это позволило бы оптимизировать численность работающих.
Даже в праздничные дни нельзя полностью отключиться от проблем. Головная боль – постоянное удорожание топлива и запчастей. Но всё решаемо, особенно если дело ведут грамотные специалисты.
В Чашникском районе и за его пределами АТП №9 известно как надежный партнер, выполняющий свои обязанности качественно и в срок. За 45 лет оно завоевало авторитет даже за границами области. (Сегодня, например, чашничане ведут работу вахтовым методом на 6 машинах в Жлобине).
Конечно, за почти полвека на предприятии произошли разительные перемены, что отмечают и ветераны, которых здесь не забывают, поздравляют с Днём автомобилиста и дорожника.
Опираясь на кадровый и технический потенциал, трудовые традиции, добиваясь успеха в нелегкой, но важной и востребованной работе, ОАО «АТП №9 г. Чашники» стремится и дальше развиваться и достойно выглядеть на фоне других предприятий отрасли.