Основные рубрики





31.12.2013

Как мошенники обманули пенсионерку на все ее сбережения и недвижимость

Ушлым торговцам <laquo;чудодейственных<raquo;...


2.09.2013

Под Новополоцком обнаружили лесную нарколабораторию

Новополоцкие сыщики в лесу недалеко от...


31.08.2013

В Поставском районе прорвало водохранилище

Вчера в Поставском районе на водохранилище...


30.08.2013

В Новополоцке незадачливые угонщики на украденной "Волге" попали в аварию

Преступникам, одному и которых 24, а другому...


Тематические страницы

Автосервис

ЧЕЛОВЕК ГОДА ВИТЕБЩИНЫ




Ссылки на сайты

 

Витебский областной исполнительный комитет. Официальный сайтTUT.BYВитебская областная филармония

Читателям

Чтобы улучшить связь с читателями, «Народнае слова» открывает виртуальную «жалобную книгу». На нашем сайте вы можете оставить свое замечание по любому поводу. А журналисты «НС» постараются отреагировать на каждое такое обращение быстро и по существу.

 

Жалобная книга


Расписание поездов

Календарь материалов


«    Февраль 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

Архив новостей


Архив новостей по месяцам

Сентябрь 2015 (7)
Август 2015 (13)
Июль 2015 (8)
Ноябрь 2014 (3)
Октябрь 2014 (6)
Сентябрь 2014 (25)

 

Опрос сайта

Устраивает ли вас работа коммунальных служб?

есть время от времени небольшие претензии
всем доволен(а)
категорически не устраивает
была бы уверенность в непредвзятом подходе, подал(а) бы за такое обслуживание в суд

Ключевые слова

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги

Статистика сайта

Новости Беларуси

Спецпроекты "Народнага слова"

 


БРЕНДЫ ПРИДВИНЬЯ: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Большая семья

ВИЦЕБШЧЫНА ТУРЫСТЫЧНАЯ

 

 

 

 

 

Прерванный полет


Прерванный полет

 

 

«Дорогому Александру Кочетову. Теперь я понимаю, что без тебя Соболев домой бы не вернулся… С уважением…». Такой автограф на подаренной моему отцу книге своих мемуаров оставил бывший старший инженер по авиаоборудованию 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Олег Большев.

 

Речь идет о событиях 35-летней давности, когда экипаж майора Анатолия Соболева, в котором отец был вторым пилотом, посадил обесточенный Ил-76 впервые в истории легендарного самолета. Об этом происшествии вспомнили и стали активно обсуждать ветераны Военно-транспортной авиации (ВТА) после того, как в 2010-м летчики компании «Алроса-Авиа» в аналогичной ситуации сажали самолет на заброшенный аэродром в Республике Коми (Россия) и получили заслуженные награды за мужество и профессионализм. А судьба военных летчиков 110-го Кречевицкого авиаполка (наряду с витебским 339-м он входил в 3-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию) сложилась совсем не так радужно. Командующий ВТА возложил вину за случившееся на экипаж, лично отстранив его от полетов. Может, поэтому отец совсем не любит вспоминать об этом инциденте, который долгое время воспринимался как грубый дисциплинарный проступок. Олег Павлович Большев стал одним из тех, кто постарался рассказать о том прерванном полете объективно и непредвзято, воздавая пилотам по заслугам.

 

Происшествие случилось в июне 1978 года. Экипаж Соболева выполнял рядовой полет на десантирование парашютистов в составе эскадрильи на военном аэродроме Кречевицы под Великим Новгородом. Через 12 минут после взлета уже на высоте более 4,5 тыс. метров самолет оказался обесточен, отказало все бортовое электрооборудование, работали только двигательные группы, магнитный компас, а также механические указатели высоты и скорости. Управлять машиной пришлось вручную.

 

– Страха и паники у экипажа не было. Самолет летит, надо выполнять свои профессиональные обязанности, пусть и в непростой ситуации. Нас этому учили, и учителя были хорошие, – без волнения в голосе вспоминает отец.

 

Покидать самолет в таких условиях невозможно, аварийный люк не открыть. Сообщить о нештатной ситуации тоже нельзя – связь отсутствует. Летчики приняли единственно возможное решение: разворачиваться и, начав снижение, искать способ приземлиться. Когда самолет снизился до высоты два километра, то уперся в кромку облаков. Преодолевать облачность с неработающим авиагоризонтом рискованно, ведь можно не заметить опасного крена машины и «свалиться» в штопор. И здесь не обошлось без толики везения: экипаж увидел узкий просвет в облаках и черный блеск реки Волхов, куда и направил машину.

 

– Когда заметили просвет, вообще успокоились. Проанализировали ситуацию и обговорили все действия при заходе и посадке: предстояло посадить самолет, вес которого около 180 т (превышал все допустимые нормы) и с «голым» крылом (закрылки и предкрылки не выпущены, посему скорость планирования и посадки во избежание проваливания самолета составляла 360-370 км/ч вместо нормы 230-250 км/ч). Аварийно выпустили шасси, планирование, выравнивание и приземление строго по центру взлетно-посадочной полосы. Реверс внутренними двигателями, жмем на тормоза (а их нет!), включаем реверс внешними двигателями и с надеждой ждем окончания пробега. Метров 100 выкатились за полосу, выключили реверс и силовые установки, после чего разрядили пожарные баллоны внутрь двигателей, чтобы не было пожара, – вспоминает подробности отец. Весь полет длился не более 25 минут.

 

«Вообще-то в инструкции Ил-76 четко написано, что обесточенный самолет посадить невозможно. Дело даже не в отсутствии приборов, а в том, что без электроснабжения отключаются бустеры. Чтобы читателю было понятно, можно провести аналогию с гидроусилителем на рулевом управлении автомобиля. В последнее время их ставят практически на все новые машины, чтобы облегчить работу рукам. Так вот, к рулю автомобиля усилие прикладывается в десятки раз более слабое, чем к штурвалу самолета. Управляя элеронами на крыле, рулями поворота и высоты, приходится бороться с сумасшедшим сопротивлением воздуха. Авиационные бустеры дают усилие в 1200 килограммов! Как двум пилотам, Анатолию Соболеву и Александру Кочетову, удалось манипулировать штурвалами – одному богу известно... Как признавались позже те, кто был на аэродроме в тот день, наблюдать за посадкой самолета было страшно. Машину водило из стороны в сторону, как сухой лист, пилоты рисковали промахнуться мимо полосы. Но они справились», – вспоминает О. Большев. В результате действий экипажа не пострадали ни десантники, ни техника. Единственное, что пришлось заменить, – это слегка поврежденные створки шасси. После этого самолет снова встал в строй. Зато командира сняли с должности, «черные метки» появились в личных делах всех членов экипажа. Между тем, Конструкторское бюро Ильюшина и лично главный конструктор Генрих Новожилов выражали Анатолию Соболеву и его подчиненным большую благодарность.

 

Вот так оказался прерван полет, но не прервалась жизнь – они боролись и победили…

 

Сергей Кочетов, «НС».



22.02.2013

Количество комментариев: (0)

 

Новость посмотрели: 1608

 

Рейтинг материала:

 (голосов: 2)




 


Данная новость взята из рубрики: СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ




Похожие новости по теме :

 

Продажа самолета "плюшевого десанта"


  Источник "Еврорадио" обнародовал новость, что самолет, на котором шведами был выполнен несанкционированный полет над территорией Белоруссии, в процессе которого с неба сбрасывались плюшевы ... Читать полностью...

Ил-76 снова над Витебском…


Открытие памятного знака авиаторам 339-го военно-транспортного авиационного полка 23 июня стало одним из центральных событий первого дня празднования Дня города. Память о прославленном подразделении ж ... Читать полностью...

ОПРОКИНУЛСЯ САМОЛЕТ


В минувшую пятницу в Витебском аэропорту произошла авария. Как сообщил следователь Витебской транспортной прокуратуры Максим Терешков, при выполнении учебно-тренировочных полетов пилот-с ... Читать полностью...

Самолет "игрушечного десанта" продали


Самолет, на котором шведы совершили несанкционированный полет над Республикой Белорусь и сбрасывали с него плюшевых медведей, продали на сайте "eBay". Этот полет над Белоруссией получил название " ... Читать полностью...

Самолет Валерию уносит


За недолгое время пребывания на фестивале певица Валерия и ее супруг и продюсер Иосиф Пригожин воспользовались услугами витебского аэропорта четыре раза. Чартерным рейсом они прибыли в Витебск на соль ... Читать полностью...

Мексика покупает для президента "воздушный бункер" на базе Boeing Dreamli ...


Уходящий в декабре со своего поста президент Мексики Фелипе Кальдерон сделал настоящий "царский" подарок своему преемнику Энрике Пенье Ньето за государственный счет: правительство страны одобрило поку ... Читать полностью...

К месту скорби — через Витебск


10 октября исполнилось полгода со дня крушения польского правительственного самолета на аэродроме «Северный» под Смоленском, в результате которого погиб президент Польши Лех Качиньский с с ... Читать полностью...

Польские штурмовики раскрасили небо над Витебском в бело-красный цвет


Днем 13 августа шестерка легких штурмовиков польских ВВС раскрасила небо над областным центром в бело-красный цвет. Пилотажная группа «Бело-красные искры» залетела к нам по пути домой из М ... Читать полностью...

Украинцев, потерпевших в ДТП под Оршей, перевезут на родину на военном само ...


Пострадавших украинцев в ДТП, которое произошло 28 июля под Оршей, эвакуируют на родину с помощью реанимационно-операционного самолета Вооруженных сил Украины Ан-26 "Вита"...

 

 

 

Оставить комментарии по данной публикации

Введите своё имя

Введите свой E-Mail:

Защитный код:Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить код

Введитез защитный код