Более трети всей строительной керамики в Беларуси производится на витебском ОАО «Керамика». Ежедневно здесь изготавливается около полумиллиона штук керамического кирпича. Но время не стоит на месте, и предприятию с полувековой историей необходима серьезная модернизация.
Керамический камень – один из основных видов продукции ОАО «Керамика» – сегодня востребован при различных строительных работах. Его ценность, прежде всего, в долговечности и экологичности. Неудивительно, что витебское предприятие, где трудятся 1150 человек, с каждым годом наращивает объемы производства, работает с прибылью, а более 70% продукции реализуется в России за валюту (в прошлом году за это выручили почти 18 млн. долларов). «За многие годы работы мы создали бренд качественного белорусского керамического кирпича, – отмечает главный инженер Виталий Саприков. – Это очень важно для предприятия, ориентированного на внешний рынок. Стараемся соответствовать высокому уровню, расширять ассортимент, думать о разумном соотношении цены и качества. В последнее время, в условиях жесткой конкуренции с российскими производителями и ростом цен на энергоресурсы, с этим есть сложности».
«Керамика» – энергозатратное производство, почти 50% в себестоимости продукции – расходы на энергоресурсы. Диктуют свои требования и покупатели: кирпичи должны быть правильной формы, прочными на излом, морозостойкими, экологически чистыми и обладать хорошей теплопроводностью. На оборудовании, которое в последний раз обновлялось лишь в 1970-е, повышать качество нелегко. Хотя в прошлом году 15% всей продукции предприятия приходилось на долю инновационной (при доведенном плане 12%). Например, «Керамика» второй год выпускает поризованный кирпич. За счет добавления в глину выгорающих добавок он имеет поры, что делает его более легким, и к тому же, позволяет сэкономить на расходе газа в печах: древесные добавки дают дополнительное тепло.
– Но будущее за кирпичами больших размеров, – поясняет В. Саприков. – Это значительно сокращает время строительства, расход скрепляющих растворов. Чтобы наладить выпуск таких изделий, нужны отдельные производственные линии, новые технологии, которые требуют немалых финансовых вложений.
Поэтому модернизация на «Керамике» – поэтапная. Ведь акционерному обществу приходится рассчитывать только на собственные средства, а обновление столь крупного производства – дорогое удовольствие.
– Но сейчас это жизненная необходимость, – убежден В. Саприков. – У нас оборудование изношено на 80%, очень высока его энергозатратность. А наш основной рынок – Россия, где цена на природный газ в три раза ниже. С каждым годом конкурировать там все сложнее. Если не начать обновление, можно оказаться на задворках рынка.
Программа модернизации ОАО «Керамика» включает в себя увеличение доли механизированного труда и большую автоматизацию производства. В идеале необходимо новое здание и установка современной производственной линии, но пока для «Керамики» это неподъемно. Приходится использовать старые постройки, многие из которых возведены еще в 1950-1960-е годы. Сейчас строится новая сушилка, проводятся другие организационные и технологические работы, позволяющие усовершенствовать производство керамического кирпича. Прорабатывается вопрос об установке новой технологической линии по производству крупноформатного керамического кирпича. Ориентировочная цена проекта – около 70 млрд. рублей.
Многое делают на «Керамике» и для экономии ресурсов. С 2008 года здесь работает энерготехнологический комплекс мощностью 2,8 МВт. Благодаря ему при сжигании природного газа в печах вырабатывается не только тепло, но и электроэнергия. Для собственных нужд их достаточно, а кое-что даже продается потребителям. Модернизация затронет и комплекс: в 2013-2014 годах будет построен еще один его модуль. Это увеличит энергетическую мощность предприятия, особенно в часы его максимальной загрузки. На реализацию проекта требуется около 8 млрд. рублей, изыскать их планируется за счет экономии энергоресурсов. Новый модуль окупится уже через три года.
– Сейчас нельзя экономить на новых технологиях, работать по старинке, – убежден В. Саприков. – Строительная отрасль развивается очень динамично, и через год-два догнать тех же российских производителей будет нереально. Особенно с учетом разницы в стоимости энергоресурсов.
«Любава-Люкс» привлекает польского инвестора
Новополоцкое ООО «Любава-Люкс» совместно с польским инвестором планирует в течение года построить трикотажную фабрику и наладить производство взрослой и детской одежды под известным итальянским брендом. На новом предприятии создадут не менее 500 рабочих мест.
По словам директора белорусской компании Вячеслава Малиновского, интерес к сотрудничеству проявил крупный польский производитель одежды. Проект предполагается реализовать в два этапа, первоначально создав небольшое производство готовых изделий из полуфабрикатов, а затем выйти на крупное белорусско-польское производство. Около 60% его ассортимента составит новая для отечественного легпрома продукция (бесшовное белье и т. п.) в основном для женщин, а также чулочно-носочные изделия, в том числе для детей. По оценке специалистов «Любава-Люкс», данный проект имеет высокий экспортный потенциал, и помимо насыщения товаром внутреннего рынка новое предприятие рассчитывает удовлетворять спрос потребителей стран ЕЭП.