Каменщик Алексей Сиянин, плотник Порфирий Кандий, каменщик Андрей Шорников, прораб Генрих Симян, плотники Александр Носов и Олег Гурский, зам. начальника СМП-724 Владимир Савельев на строительстве цеха детского питания.
История строительно-монтажного поезда №724 открытого акционерного общества «Трест Белтрансстрой» началась в 1943 году, когда был образован Оршанский строительно-восстановительный участок СВУ-4. Но сначала его коллектив трудился на соседней Смоленщине, поскольку под Оршей еще шли ожесточенные бои. А с 27 июня 1944-го, сразу после освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков, СВУ-4 приступил к его возрождению. С той поры транспортными строителями было сделано очень много, и не только в Орше. В этом юбилейном для поезда году есть все основания вспомнить о главных вехах славного трудового пути.
…Первым делом были восстановлены электростанция, паровозное и вагонное депо, 98 км железнодорожного пути по лепельскому направлению, ряд мостов, линейных вокзалов и другие объекты. Постепенно построили 386 км станционных и подъездных путей, реконструировали Оршанский и Могилевский железнодорожные узлы. С 1955 года на счету транспортных строителей из Орши большое количество железнодорожных станций, подъездные пути к Лукомльской ГРЭС, Оршанской и Могилевской ТЭЦ, Шкловскому комбинату стройматериалов и Светлогорскому заводу искусственного волокна, Могилевскому лифтостроительному заводу, объединениям «Могилевсельмаш» и «Могилевхимволокно». За следующее 20-летие были выполнены масштабное путевое переустройство станций Орша-Центральная, Орша-Западная и Орша-Северная, реконструкция паровозного депо под тепловозную тягу. В этот период было электрифицировано 270 км железнодорожных линий на участках Смоленск – Орша – Брест и Сургач – Черусти.
Благодаря транспортным строителям из Орши в 1994 – 2004 гг. на автодорогах Брест – Минск, Кричев – Орша – Лепель, в Шклове появились автозаправочные станции, грузо-разгрузочные – в Межево, Славгороде и ряд других объектов, в том числе на магистрали газопровода Ямал – Европа. Были сданы в эксплуатацию водолечебница санатория-профилактория «Боровое» в Докшицком районе, производственная база ДЭУ-7 в Юрцево. Кроме того, построены 805 квартир и общежитие на 60 мест, 20 усадебных домов, железнодорожные остановочные пункты Звездный и Лемница, мастерские для Оршанской автоколонны Минской автобазы БелЖД, пассажирские платформы на станции Копысь, реконструирован оршанский железнодорожный вокзал. А до 2007 года этот перечень пополнился АЗС по ул. Могилевской в Орше, отделением филиала №215 Беларусбанка по ул. Воз-ан-Влен, теплотрассой для Оршанского вагонного депо, остановочным пунктом Нарцизово, 148 квартирами, 81 жилым домом усадебного типа и целым рядом реконструированных объектов «Витебскоблнефтепродукта». Все перечислить просто невозможно.
За 70 лет в коллективе сменилось несколько поколений работников и руководителей, из-за ведомственных преобразований не раз менялось и название. Кстати, СМП №724 он стал в августе 1982 г. Неизменным остается предназначение: общестроительные работы, прокладка водоснабжения и канализации. Естественно, собственными силами построены офис предприятия и производственная база. Она здесь основательная: технический парк, растворобетонный узел (цементный раствор, товарный бетон, железобетонные изделия и арматурные каркасы), ремонтные мастерские, цех деревообработки. Спецодеждой, инструментами рабочие обеспечены, на объектах для них предусмотрены бытовки. Во время командировок оршанские транспортные строители живут практически в домашних условиях.
Сегодня здесь работают 317 человек. С 12 марта 2007 года, когда начальник СМП №724 Виталий Чайко был назначен генеральным директором ОАО «Трест Белтрансстрой», коллектив возглавил Михаил Гусенцов. За его плечами солидная профессиональная школа. Почти 26 лет отработал в Оршанском стройтресте №18. Начинал мастером, потом был главным инженером и начальником стройуправления №40. «Человек на своем месте», – говорят о Михаиле Васильевиче. При нем коллектив поезда успешно участвует в тендерах на строительство технически сложных и трудоемких объектов и занимает лидирующее место по основным показателям среди организаций треста.
В 2007 году Орша была столицей республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкі». В коренное преображение древнего города к этому празднику весомый вклад внес и СМП №724. Транспортные строители возвели автовокзал, ставший настоящим украшением Орши, сдали в эксплуатацию 4 жилых дома (в общей сложности 291 квартира) и 37 домов усадебного типа. Их стараниями модернизирована средняя школа №1, реконструированы спортивный комплекс по ул. Якубовского, АЗС №51 по ул. Пограничной, баня №1. Словом, с той поры Оршу просто не узнать. Правду гласит старинная пословица: каков строитель, такова и обитель.
В «штабе» СМП №724 – специалисты с высшим образованием, делопроизводство компьютеризировано. Рабочие кадры поставляют местные ПТУ-110 строителей и расположенный по соседству колледж железнодорожного транспорта, где есть отделение промышленного и гражданского строительства. Нередко учащиеся проходят в СМП №724 практику, а потом остаются в штате. Не имеющих специальности обучают через центр занятости или прямо в процессе работы. Строители – главным образом мужчины, но в отделочных бригадах преобладает прекрасный пол. Средний возраст – 37-40 лет, есть и около 20 пенсионеров, семейные династии. Здесь гордятся ветеранами, всю жизнь отработавшими на предприятии, – заслуженными строителями БССР экскаваторщиком Иваном Азаровым и автокрановщиком Федором Гаевским.
Костяк СМП №724 – люди со стажем в 10 и более лет. Они дорожат местом работы, не просто сроднились с коллективом, а, выражаясь строительной терминологией, сцементировали его своим примером – любовью к профессии, мастерством и старанием. Это главный механик Леонид Хмылов, прорабы Дмитрий Шведко и Генрих Симян, диспетчер Вячеслав Дейнеко, машинист башенного крана Станислав Павлович, бульдозерист Николай Ведерников, плиточник-облицовщик Петр Безлюдов. Из молодежи – машинист автокрана Александр Жигалко, кровельщик Михаил Квашук и ряд других. Представители СМП №724 добивались успеха на профессиональных конкурсах трудового мастерства. Не однажды занимал призовые места каменщик Алексей Гировка, который за смену может выполнить 4,5 кубометра кладки – это более 1,5 тыс. кирпичей. Настоящий виртуоз!
Показательна биография маляра-штукатура 5-го разряда, руководителя лучшей в поезде бригады отделочников Татьяны Кучик, которая работает здесь 30 лет. Мастер своего дела, обладающий лидерскими качествами, – ей под силу быть и прорабом, уверены коллеги. Надо поработать продленный день при сдаче объекта – пожалуйста, и с подчиненными договорится, потому что умеет повести за собой коллектив. «Наталья Клименкова, Надежда Маханёк – самые опытные в бригаде, из молодых – Виталий Журавлев, Павел Соловьев, да у нас все добросовестно работают», – гордится бригадир.
В СМП №724 Татьяна Федоровна нашла и свое счастье – вышла замуж за прораба (сейчас он заместитель главного инженера железнодорожного депо по строительству). Здесь их семья получила трехкомнатную квартиру. Есть две взрослые дочери, внучка.
Нередко бригада Т. Кучик работает в командировках: в прошлом году в Витебске строили жилой дом, недавно помогали возводить жилье в Гомеле, а сейчас собираются в Барановичи. «Ездила и когда дети маленькими были, – вспоминает она. – Муж понимает меня, может сам и еду приготовить, и постирать». Федоровна, как уважительно называют ее в бригаде, награждена грамотами СМП №724, Оршанского горисполкома, ОАО «Трест Белтрансстрой», а по итогам 2012 года удостоена почетного звания «Человек года Витебщины».
Средняя зарплата в СМП №724 достигла 500 долларов – здесь вышли на показатель, установленный Президентом. Есть каменщики, монтажники, плотники, штукатуры-маляры, которые летом зарабатывают почти тысячу долларов. Предусмотрены надбавки за стаж, премии по показателям и к праздникам, в том числе к Дню строителя.
Финансирование объектов нормализовалось. Отток рабочих на российские стройки, как это было пару лет назад, прекратился. В СМП №724 сегодня готовы принять еще 150 рабочих – каменщиков, плотников, бетонщиков, арматурщиков. «Работа организована в 1-2 смены, а если надо, то и в три. Объекты крупные, – рассказывает заместитель начальника Владимир Савельев, тоже, кстати, специалист с большим стажем в строительной отрасли. – Это цех детского питания Оршанского мясоконсервного комбината, где надо освоить порядка 100 млрд. руб. Детский сад в микрорайоне №3, если будет надежное финансирование, сдадим в нынешнем году. Строим жилье в своем городе по улицам Якубовского, Могилевской. Наш строительно-монтажный поезд избрали генподрядчиком и для возведения кондитерской фабрики «Сладкая страна» в деревне Липки Оршанского района. Цена вопроса – около 190 млрд. руб. В ближайшее время приступаем к работе. Участвуем в строительстве технологической линии Кричевского цементного завода в Могилевской области. Возможно, к лету его запустят».
Безработица этому коллективу, как и прежде, не грозит. Залогом тому – богатый опыт в промышленном и гражданском строительстве, крепкие трудовые традиции и базирующаяся на их фундаменте надежная производственная репутация СМП №724.