Недавно в Москве увидело свет второе издание каталога «Советский фарфор 1917 – 1991». Это увесистый, богато иллюстрированный справочник-определитель с марочником заводов и ценами на 2012-2013 гг. Как и первое издание 2011-го, он мгновенно стал настольной книгой для всех, кто интересуется фарфором и его историей. Авторы – авторитетные в мире коллекционирования знатоки «жанра»: издатель Игорь Пелинский и арт-дилер Марина Сафонова. Во второй книге представлено более 3 тыс. изделий известных российских, украинских, прибалтийских и других заводов, в том числе Минского фарфорово-фаянсового. Его история началась в середине XIX века и закончилась в начале XXI. За неоценимую помощь в работе над разделом, посвященным этому предприятию, авторы выразили персональную благодарность Олегу Хейдарову (на фото).
Олег Геннадьевич – преподаватель иностранных языков в Оршанском колледже железнодорожного транспорта, а еще страстный собиратель мелкой фарфоровой пластики Минского ФФЗ 1950-х годов. «Моя работа заключалась в том, чтобы атрибутировать, то есть охарактеризовать статуэтки и другие изделия, указав их название, размеры, год выпуска, авторов, варианты росписей. В каталоге изображена часть моей коллекции. Это редко встречающаяся «Жалейка» знаменитого российского скульптора М. Пермяк, «Лявон і Лявоніха» известных белорусских скульпторов А. Глебова и С. Селиханова, бюсты Адама Мицкевича, Богдана Хмельницкого, Янки Купалы и Якуба Коласа работы Ф. Зильберта, композиции – «Несцерка» (И. Кравченко), «На камушке» (М. Беляев), «По щучьему велению» (А. Аксючиц), «Девушка с венком» (К. Соломко) и многие другие», – говорит О. Хейдаров.
Собирательством он увлечен с детства. Монеты, почтовые марки, белорусская живопись, «для красоты» – изделия стеклозавода «Неман»… Фарфором заинтересовался около семи лет назад. Сначала это были статуэтки различных советских предприятий – украшение комодов и посудных горок наших бабушек. Время делает антиквариатом даже многотиражный ширпотреб, не говоря об авторских экземплярах. Постепенно в коллекции О. Хейдарова стали преобладать скульптурные изделия Минского ФФЗ и сопутствующая им информация. Они достаточно редки, тематической литературы тоже мало. «Только часть этой серии хранится в Национальном художественном музее Беларуси, а в Национальном историческом – часть относящегося к ней документального материала, – рассказывает коллекционер. – Пик моды на фарфоровые статуэтки был в 1950-60 годах. Тираж ряда посвященных им изданий по масштабам СССР мизерный – тысяча штук, в Национальной библиотеке некоторые только в единственных экземплярах. Немало было утеряно, собираю по крупицам. С минчанином-единомышленником волею случая побывал даже на территории бывшего завода».
Двигатель хобби – интерес к истории, культуре, искусству Беларуси. Захватывает процесс поиска, восстановления истории статуэток, биографий их авторов. Консультируется О. Хейдаров не только у коллекционеров, но и научных сотрудников Национального художественного музея. И вот уже при подготовке каталогов, посвященных советскому фарфору, к оршанцу стали обращаться за недостающей информацией даже московские составители.
Коллекция пополняется различными путями. Некоторые фигурки найдены на свалках, в заброшенных домах, потому что советский ширпотреб вышел из моды и стал считаться едва ли не мещанским пережитком. Друзья, зная об увлечении Олега Геннадьевича, стараются дарить ему именно фарфор. «Ищем в антикварных магазинах, меняемся с коллегами по хобби, – рассказывает он. – В Орше есть коллекционеры, но не моей тематики. Через специализированные интернет-форумы поддерживаю контакты с единомышленниками в Минске, Москве, Санкт-Петербурге. Звонят из других городов, предлагая то, чего у меня нет. Некоторые экземпляры, которых не видел в Беларуси, обнаружились в Саратове. По почте случается получать минские статуэтки из Сибири, Германии, Израиля. Таким способом они возвращаются на родину».
Радость коллекционера несравнимая ни с чем, особенно когда удается отыскать что-то интересное, редкое: «Это адреналин, даже если вещь хранилась невесть как и повреждена. Супруга разделяет мое увлечение, маленький сын уже знает названия некоторых статуэток. Это развивает его представления о прекрасном».
Оршанец О. Хейдаров и москвичка М. Сафонова планируют выпустить отдельную книгу, посвященную Минскому ФФЗ, изделия которого оставили заметный след в советском искусстве. Сначала на заводе использовали копии других мастеров (после войны – трофейные), но потом сюда пришли талантливые отечественные художники, и белорусский фарфор приобрел самобытность. Уникальные авторские работы заново уже не повторить. В книге будут помещены история предприятия, изображения и полная атрибуция высокохудожественных работ, творческие биографии скульпторов и художников, искусствоведческие материалы по теме, а также редкие старые фотографии.