С проблемой диагностики и ремонта автомобилей сталкивается каждый автолюбитель. И тогда возникает вопрос: кому доверить своего стального коня? Как правило, со временем у многих автолюбителей со стажем появляется «свой» мастер – найденный путем проб и ошибок или по рекомендации друзей. Это человек, который не будет тебя банально раскручивать на деньги, а постарается сделать все возможное оперативно и качественно.
Сейчас много негатива звучит в адрес автослесарей-нелегалов. Но тем не менее многие автомобилисты выбирают именно их. Почему? Думаю, дело не только в более низких ценах. Углубиться в суть вопроса мне помог разговор с нелегалом, к которому выстраиваются очереди из владельцев авто. Выслушала я и многочисленные мнения автолюбителей.
Александр (имя изменено – Авт.) «болеет» техникой с детства. Еще мальчишкой он увлекался картингом, а это занятие действительно на любителя. Ведь большинство времени в кружке ребята отдают не крутым виражам, как многие считают, а именно изучению деталей и механизмов. Саша уже в юном возрасте мог разобрать-собрать свою машину с закрытыми глазами, а потом научился определять поломку даже по звуку. Проблемы с выбором профессии не было – он стал автослесарем. Некоторое время работал в областном автосервисе, что на улице Терешковой. Но потом ушел на вольные хлеба. Его нелегальная СТО – обычный бокс, приспособленный под профессиональную автомастерскую, где есть все необходимые инструменты. Мастер выполняет почти все виды работ – от диагностики до сварочных и покрасочных. Но не тратит времени на мелочи – к примеру, на замену расходников.
– Может, кому-то будет неприятно мое мнение, но, думаю, его поддержат многие коллеги, – говорит собеседник. – Ведь столько толковых ребят ушли в так называемые гаражи, набравшись опыта на госпредприятиях. Почему? Во-первых, большая разница в зарплате: работая на госпредприятии, автослесарь, по сути, кормит еще и штат сотрудников, нередко раздутый – бухгалтеров, экономистов, менеджеров – всех и не перечислить. И никакие социальные гарантии не перевесят того заработка, который я имею, работая только на себя. А во-вторых… Быть может, и можно было бы прельститься гарантиями, если бы не пережиток советского прошлого, в простонародье называемый блатом. Я не открою Америки, если скажу, что хороший автослесарь живет в том числе и за счет чаевых, которые дают благодарные клиенты. И никто не считает зазорным их принимать – работа тяжелая, грязная, бывают поломки, возиться с которыми приходится подолгу. Но зато получаешь удовлетворение от работы, когда, например, клиент собирался сдать автомобиль в утиль, а ты его реанимировал. Поэтому автолюбители не скупятся на чаевые – благодаря тебе они экономят уйму денег! Так вот, если начальник на госпредприятии видит, что ты хороший автослесарь, что тебя хвалят клиенты, этих чаевых ты лишаешься, потому что начинается работа на его родственников и знакомых, которые если и платят, то точно не тебе. А поломки бывают очень сложные. Вот и уходят самые лучшие ребята – становятся предпринимателями, организовывая собственные СТО, или работают нелегально. Конечно, государственные предприятия рекламируют свои услуги, говоря, что нелегалы не могут обеспечить качественного ремонта. Но какой мне смысл приобретать себе дурную славу? Мы работаем по рекомендациям и кровно заинтересованы в том, чтобы клиент был доволен, приехал к нам еще и привел своих друзей и знакомых. Да и неудовлетворенный обслуживанием, он может сообщить обо мне, к примеру, в налоговую.
На вопрос, почему бы не оформить предпринимательскую деятельность, Александр усмехнулся:
– Вы знаете, сколько мои коллеги-автослесари, оформившие ИП, платят бесчисленным контролерам? С бюрократией у нас еще не покончено. Если бы можно было просто платить налоги с заработанных денег, а то ведь замучают проверками, бумаготворчеством. Да и процедура регистрации непростая – требуется оборудование, сертификация, место, разрешения инстанций – столько всего! Слушая жалобы приятелей-предпринимателей, не вижу смысла выходить из «тени».
Мужчина, который приехал на диагностику к Александру на своей «Мицубиси» и стал невольным свидетелем нашего разговора, добавил:
– После ремонта у Александра я уверенно прохожу техосмотр. В автосервис тоже обращаюсь, но только по мелочам – грех беспокоить мастера. А цены? Здесь они на порядок ниже, чем в государственном автосервисе, причем на все виды услуг. Еще до знакомства с Александром, к которому, кстати, попал по рекомендации приятеля, довелось побывать на одной из СТО, официально зарегистрированной, где выложил массу денег за ремонт того, что в общем-то не требовалось ремонтировать и менять. А до основной причины проблемы там так и не докопались. Александр же сразу, по звуку, выявил, где неполадка и оперативно устранил ее. Заодно я узнал, что дело было вовсе не в деталях, которые заменили на СТО, – просто мне придумывали несуществующие технические проблемы, чтобы взять побольше денег.
Готовя эту публикацию, я не могла не поинтересоваться мнением другой стороны, руководителя государственного предприятия, которое признано лучшим в этой сфере – директора Витебского областного предприятия автосервиса и торговли Александра Свиридова.
– Позволю себе не согласиться с вашим собеседником, – сказал он. – Мы анализировали цены на работы в «гаражах» и в нашем автосервисе – разница не более 10-15%, но зато у нас есть гарантия и все отчетные документы, действуют скидки. Все работы на нашем государственном предприятии сертифицированы, выполняются с соблюдением правил и норм ГОСТов. Да и место для ремонта не сравнить – у нас специально предназначенные помещения, новейшее оборудование, которое, кстати, уникально для каждой марки автомобиля и очень дорогостоящее. Сомневаюсь, что нелегал может себе такое позволить. На все работы мы даем гарантию. А цены берем не «с потолка», а строго по прейскуранту. Все работники – дипломированные специалисты. Мы на рынке уже более 50 лет и за качество выполненных работ ручаемся. Ремонт любого автомобиля строго индивидуален и надежным будет только у профессионалов.
Вот такие мнения. И хотя мои собеседники находятся по разные стороны баррикад, в одном они сходятся: хороший автослесарь – на вес золота, и клиентами его обеспечивает народная молва. Недаром эта профессия входит в число самых востребованных.
А каков выбор рядовых автолюбителей? Об этом я расспросила посетителей авторынка.
Сергей:
– Я самостоятельно заменяю расходники, выполняю мелкий ремонт. Это помогает говорить с покупателем со знанием дела. Красил машину у знакомого предпринимателя, а вот с поломкой посерьезней, если дело будет касаться, к примеру, двигателя, обращусь только в государственный автосервис, чтобы была гарантия.
Антон:
– Однажды обратился на легальную и довольно известную в Витебске СТО. Впечатления отвратительные: никто ни за что не отвечает! Заявленных работ было много, а поменяли только расходники. Когда пришел с жалобой, общались со мной нехотя. Никакой заинтересованности! С тех пор предпочитаю ремонтироваться у автослесаря, с которым познакомил приятель, знавший о моих «хождениях по мукам».
Людмила:
– За ремонтом следит муж, он хвалил «Витгазавтосервис», что на улице Ленинградской, ремонтировали там автомобиль после ДТП. Все сделали качественно.
Святослав:
– Я механизатор, поэтому с ремонтом автомобиля справляюсь самостоятельно, да и приятелям многим помог. Единственное, что могу посоветовать, – в автосервисе на Терешковой прекрасный участок мойки автомобилей. Работают там действительно профессионалы, обрабатывают автомобиль специальными средствами, и он надолго остается чистым.
Алмас:
– Доверяю свою «Тойоту» только приятелю-автослесарю. Он работает на дому и специализируется на японских марках автомобилей. Никто так качественно и быстро не справится с поломкой, как он.