События последних лет сильно обескровили белорусский рынок подержанных автомобилей. Не оживился он и после 1 января 2013 года, когда россияне получили возможность покупать в Беларуси любые бэушные машины без дополнительной уплаты таможенных пошлин в бюджет РФ, включая и те, что ввезены на территорию Таможенного союза после 1 января 2010-го. А что происходит на рынке новых автомобилей?
Наращивают продажи
Автодилеры, работающие в областном центре, сообщили, что в минувшем, в основном финансово стабильном, году активизировалась продажа новых автомобилей. Хотя этот оптимизм довольно сдержанный. Опыт предыдущих лет отучил белорусский автомобильный бизнес от долгосрочных планов: кризис 2008-2009 годов, таможенные пошлины, девальвация, введение НДС не позволяют прогнозировать будущее. Однако если в ближайшее время авторынок продолжит работать уже по устоявшимся четким правилам и без глобальных потрясений, то некоторые продавцы даже надеются к 2014-му достигнуть уровня продаж рекордного 2008 года.
Положительные тенденции отражает и статистика Белорусской автомобильной ассоциации. В 2012 году объем продаж новых легковых и коммерческих авто в Беларуси (с учетом российских и импортных брендов) увеличился на 26,9% и составил 20648 машины (в 2011 году – 16275). Неплохой показатель, но не по сравнению с докризисным 2008-м, когда их было реализовано 25296.
При этом стоит напомнить, что прошлый год оказался очередным испытанием для автомобильного ритейла. В связи с изменением формы взимания НДС стоимость новых машин в начале 2012-го увеличилась сразу на 15-20%. Поэтому, по мнению специалистов, в течение первого полугодия цены унифицировались с дилерскими сетями стран Таможенного союза, в частности, с Российской Федерацией. В итоге произошло изменение потребительских предпочтений и полный передел рынка. Так, продажи российских брендов выросли на 138%, в то время как импортных – всего на 6%.Тройка лидеров осталась прежней: «Фольксваген», «Лада», «Рено». Но порядок брендов на подиуме изменился. Абсолютным лидером в сегменте легковых автомобилей стал российский ВАЗ (рост продаж на 12%). Первое место в топ-10 у российского седана малого класса «Лада-Приора». На втором – внедорожник «Лада-Нива». Третье место занял еще один представитель B-класса – «Фольксваген-Поло-Седан» (российской сборки). Интересно, что в рейтинг не вошла ни одна модель, стоимость которой превышает 18000 долларов.
Особенность последнего времени – изменение автомобильных предпочтений белорусов и преобладание среди покупателей новых авто юридических лиц. По данным БАА, большинство наших соотечественников, приобретая машины у автодилеров, теперь отдают предпочтение малолитражкам эконом-класса, а количество покупателей новых автомобилей среди физических лиц сократилось с 74,6% до 46,7%.
Дорогое удовольствие
– Новый автомобиль сегодня, безусловно, дорогое удовольствие для среднего класса, – отмечает один из специалистов по продажам витебского автоцентра «Амико». – Наибольшее влияние на рынок оказывает рост цен примерно на 20% в связи с взиманием НДС, а также очень дорогие кредитные ресурсы. Во всем мире новые машины приобретают при помощи займов, но нынешние ставки по кредитам в 40-45% не выгодны потребителю. Падение ставки рефинансирования до запланированных правительством 20-21% может стать главным катализатором роста продаж новых автомобилей.
Тем не менее в автоцентре отмечают значительный рост сделок по бюджетным авто. Возможно, покупатели и правы: чем платить огромные деньги за машины с пробегом и неизвестной историей, лучше добавить 4-5 тыс. долларов и приобрести новую машину с гарантией и сервисным обслуживанием. Наибольшей популярностью в «Амико» сейчас пользуется «Фольксваген-Поло-Седан» объемом 1,6 литра (российской сборки) за 14865 долларов. Для сравнения, такая же модель, но из Германии стоит около 17 тысяч. Покупают также «Шкоду-Фабиа» за 11 тыс. евро, реже – «Фольксваген-Гольф-6» (21 тыс. у. е.).
Отмечают увеличение клиентов и на Витебском авторынке, где представлено сразу 8 дилерских центров. Сейчас дешевле автомобили российской сборки, они и пользуются наибольшим спросом. Это, например, солидный «Форд-Фокус» за 19890 тыс. долларов, обновленный «ВАЗ-Гранта» за 81,5 миллионов белорусских рублей, универсал «Лада-Приора» за 94 млн., 5-дверный внедорожник «Лада-Нива» за 108 млн. Берут и «Шкоду-Рапид» чешской сборки за 11950 евро, новую представительскую «Шкоду-СуперБ» (22,7 тыс. евро).
В то же время нелегко сейчас тем, кто продает лишь западноевропейские машины. Цены на них высоки. Например, в витебском центре «Автотади» японская «Мазда-3» сейчас стоит от 22 тысяч у. е., более комфортная «Мазда-6» – 34 тысячи.
Интересно, что все автодилеры отмечают уменьшение клиентов из соседней России. Стоимость новых автомобилей у нас практически выровнялись, а некоторые российские бренды сейчас даже дешевле покупать в РФ. Тем не менее, по оптимистичным оценкам, из-за роста доходов белорусов, финансовой стабилизации в 2013 году авторынок может прирасти еще на 10-30%. А что на вторичном рынке?
Скорее мертв, чем жив
Ожидалось, что снятие с 1 января 2013 года таможенных барьеров оживит белорусский рынок бэушных машин, дав ему возможность осуществить распространение на Россию, чего давно ждали многие автовладельцы. Однако, как отмечают эксперты, ничего подобного не произошло. Да, в течение 2012-го такое ожидание привело к увеличению цен на подержанные автомобили в среднем на 15-20%. Притом, что из-за отсутствия выбора цены даже на 10-15-летние машины и так чрезмерно высоки для среднего белоруса.
На падение спроса со стороны россиян, безусловно, повлиял двухлетний мораторий на поставку автомобилей из Беларуси, ввезенных после 1 января 2010 года. За это время весьма бурно развился российский автопром, почти все мировые бренды теперь собирают там. Многие россияне стали более избирательны, предпочитая постоять месяц-другой в очереди, но купить новый автомобиль, чем рисковать с приобретением подержанного. Этому способствуют и привлекательные кредитные программы, которые делают покупку новой машины еще более выгодной.
Ну а белорусам осталось то, что осталось. Перегонщики автомобилей отмечают не только отсутствие элементарного выбора на отечественных рынках подержанных машин, но и их плохое состояние. Как и предполагалось, наши соседи по Таможенному союзу из Казахстана и России в последние годы не сидели сложа руки, а методично вывозили из Беларуси хорошие, а потом и не очень автомобили качественной западноевропейской сборки. Теперь им наш обескровленный рынок не интересен. Тем более, что с 2012 года в России двигатели обязаны соответствовать стандарту «Евро-4», а это означает, что сами машины должны быть выпущены после 2004 года. Раньше россияне могли покупать у нас довольно старые машины, а потом с помощью несложных процедур регистрировать их в РФ. Теперь так не выйдет.
Поэтому белорусские перегонщики сейчас работают по-другому. Выгода заключается лишь в ввозе из Европы малолитражных машин возрастом от трех до пяти лет – на них растаможка терпимее. В других случаях она почти удваивается. Но все равно цены на более-менее новые европейские малолитражки кусаются – от 10 тысяч у. е. А некогда самые популярные десятилетки сейчас фактически не продаются, да и цены на них выросли на 1,5-2 тысячи долларов и теперь достигают 7-8 тыс. у. е. Причем то, что есть на рынках, оставляет желать лучшего. Кстати, это связано с еще одним видом бизнеса наших перегонщиков. Они ездят по городам и весям страны и скупают битые машины, кое-что некондиционное, но бюджетное ввозят и из Европы. Путем специальных манипуляций автохлам превращается на пару месяцев в «конфетку». Вот их-то в большинстве своем нынче и продают в Беларуси.
Вместо эпилога
Как я и предполагал в предыдущих публикациях на эту тему, после начала эпопеи с растаможкой качественные автомобили для средних белорусов превратились в роскошь. Большинство счастливых автовладельцев, пригнавших транспорт для личных целей до 1 июля 2011 года, этого пока не почувствовали. Но рано или поздно о проблеме придется задуматься, ведь любая машина не вечна. На данный же момент выбор на вторичном рынке отсутствует, а новые авто для белорусов, зарабатывающих в Таможенном союзе меньше всех, слишком дорогие.