В музее Дома культуры энергетиков в Новолукомле есть мастерски выполненная реконструкция Лукомльского замка. Автор – инженер-конструктор производственно-технического отдела Лукомльской ГРЭС Валерий Кораблин, а консультировал его известный белорусский археолог Георгий Штыхов.
Экспозицию Чашникского исторического музея украшают две серии живописных портретов (всего около 30) кисти В. Кораблина. Это исторические личности, деятельность которых связана с Чашниками: Николай Радзивилл Рыжий, Лев Сапега, Василий Тяпинский, Борис Шереметьев, Александр Меньшиков и другие, а также магнаты из рода Володковичей – владельцы здешних земель и поместья в деревне Иванск до 1917 г. Еще Валерий Вячеславович подарил музею свою картину «Битва под Чашниками в период Ливонской войны» и несколько пейзажей. Он является автором гербов и флагов Чашников и Новолукомля. А в конкурсе на символ для чемпионата мира по хоккею, который состоится в Беларуси в следующем году, занял неофициальное второе место. И хотя его Рысенок оказался побежденным теперь уже всем известным Зубренком, это тоже неплохой творческий результат.
Сегодня же речь пойдет об иконах-складнях. Их из дерева вырезает все тот же Кораблин. Эти изумительной красоты работы можно увидеть в районном Доме ремесел. Но обо всем по порядку.
В роду Кораблиных художников не было. Дядя по линии матери смолоду любил рисовать и лепить, да только увлечение не стало профессией, работал водителем. Мальчишкой Валерий тоже много лепил из пластилина – солдатиков, крепости: не хватало игрушек. Однажды в его родных Чашниках появились представители Республиканской школы-интерната по музыкальному и изобразительному искусству им. И. Ахремчика, ездившие по стране в поисках юных дарований. Устроили предварительный экзамен по рисованию для учеников всех трех школ райцентра, отобрали лучшие работы и пригласили их авторов на экзамены в Минск. «Я попал туда учиться после пяти классов, – рассказывает В. Кораблин. – Первый месяц с непривычки было тяжело без родителей и домашней обстановки, но потом понравилось. После этой школы путь был один – в Белорусскую академию искусств». Отслужил в армии, работал в Гродно, Новополоцке, Минске и в итоге вернулся на родину. Живет с семьей в Чашниках, 15 лет работает на ГРЭС. И в соответствии со своей фамилией находится в свободном плавании по бескрайнему морю, название которому – творчество.
Жена Оксана Владимировна – специалист по вышивке, ткачеству, рушникам в Доме ремесел. 14-летняя дочка Алисия неравнодушна к вышиванию. Если в квартире три творческие личности, вероятно, она похожа на музей? В ответ на этот вопрос Валерий Вячеславович рассмеялся: «Пять моих картин дома висят, включая портрет жены в историческом костюме. Кстати, это один из видов подработки – сейчас модно заказывать портреты именно в старинных нарядах». Пишет и натюрморты, и пейзажи, хотя по художественной специализации он дизайнер, и его конек – эмблемы. Но главным в своем творчестве считает резьбу по дереву, а точнее – иконы-складни. Нашел, как сейчас говорят, творческую нишу: хотелось выразить себя в том, чем мало кто занимается. В Чашникском районе живут еще два замечательных резчика, выпускники Витебского худграфа разных лет: ныне пенсионерка Анна Осипкова из деревни Млын, деревянные скульптуры которой в свое время поколесили по всему свету, а сегодня составляют отдельную экспозицию в Чашникском историческом музее, и учитель местной детской школы искусств Валерий Варченя (прорезная резьба). Но у каждого из них свой жанр.
В 1999 г. В. Кораблин был признан «Мастером года» по резьбе в Витебской области. «Одну икону-складень я на заказ сделал, вторую продал, третью подарил за оказанную помощь», – рассказывает он. По сравнению с большими деревянными складнями, которые в средние века мастерили для храмов или домовых церквей, это портативный вариант, можно взять с собой в дорогу. Плоская двухмерная резьба, но выполняется по типу византийской камеи или древнерусской резьбы по камню. Использование раннехристианской символики на складнях – отголоски дипломной работы в Академии искусств.
«Обычно внутренняя часть оформлена по европейскому композиционному принципу: лики святых на чистом фоне в обрамлении орнамента, – поясняет автор. – А один складень я вырезал в белорусском стиле, то есть когда преобладает чистое поле. Оборотная же сторона в некоторых работах оформлена по принципу заполнения пространства, заимствованному из армянского искусства».
Материал – в основном береза, использует резчик и липу, и ольху. Доску надо отшлифовать, сделать пропил для вставки из более жесткого дерева, чаще дуба, – «ласточкин хвост» называется. Тогда доска «не ходит» и трещин не дает. Последнюю икону-складень вырезал на разделочных досках из бука, купленных на базаре. Плотное дерево, добротная работа получилась.
Инструменты В. Кораблин купил в свое время в Минске. Они, по его определению, «без сносу». Для самой тонкой работы годится заточенный большой шприц, вроде того, каким кололи Бывалого в исполнении Моргунова в известной кинокомедии.
Работая на производстве, творчеством заниматься сложно, не хватает времени. А ведь на одну икону-складень уходит год. Несмотря на это, В. Кораблин успешно участвует в выставках областного методического центра народного творчества и республиканских. Естественно, впереди новые задумки, работы. Настоящий художник творит при любых жизненных обстоятельствах.