На один день в центре Витебска прописался парижский Улей – знаменитые мастерские художников, которые в начале прошлого века были центром мирового искусства. Здесь жили и творили Леже, Модильяни, Шагал, Сутин, Цадкин, Кремень и другие.
Искусствоведы утверждают, что Марк Шагал создавал Витебское народное художественное училище по подобию студий на Монпарнасе, прозванных Ульем. Почти сто лет назад наш знаменитый земляк поднимался по ступеням здания, где сегодня размещается художественный музей, в одном из залов которого висят его картины, а также работы других выходцев из Беларуси, вписавших яркие страницы в историю Парижской художественной школы.
Всего на выставке 56 работ из коллекции Белгазпромбанка, частных собраний и фондов Национального художественного музея Беларуси. Большинство представленных авторов в Витебске выставляются впервые. Среди них Хаим Сутин. Его картина «Большие луга в Шартре» – единственная на постсоветском пространстве. Сегодня витебляне и гости города могут ее увидеть. Открытием станет и работа уроженца Витебска Григория Глюкмана «Обнаженная», которая совсем недавно была приобретена Белгазпромбанком на аукционе «Кристис» в Лондоне. Г. Глюкман родился в Витебске, и символично, что первыми картину этого самобытного художника увидят на его малой родине.
Витебщина дала Парижской школе восемь художников, некоторые из них стали мировыми знаменитостями. Впрочем, не менее известной в те времена была и Витебская школа. Это еще раз подчеркнул на открытии выставки председатель Национальной комиссии Республики Беларусь по делам Юнеско Владимир Счастный, автор книги «Художники Парижской школы из Беларуси».
С этой книги, вышедшей в свет три года назад, и началась история возвращения полотен известных художников, уроженцев Беларуси, на родину. Как рассказал советник председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Владимир Сажин, именно это издание подтолкнуло акционеров банка к решению выкупить за рубежом картины наших соотечественников. Одни полотна и графические листы приобретались у частных коллекционеров, другие – на аукционах. Сам председатель правления банка Владимир Подковыров не смог приехать на вернисаж в Витебск, так как находился в Нью-Йорке на аукционе «Сотбис», где собирается приобрести работы Шагала и Сутина.
Зато в церемонии открытия приняли участие представители руководства «Газпрома» и «Газпром трансгаз Беларусь», которые приехали в Витебск, чтобы решить последние оргвопросы накануне открытия корпоративного фестиваля самодеятельного творчества системы ОАО «Газпром» «Факел». Они поддерживают меценатские проекты банка, который занимается благородным делом – возвращением историко-культурного наследия. И не только картин. Недавно на аукционе приобретено одно из самых знаменитых русских печатных изданий ХVII века – книга Симеона Полоцкого «Жезл правления». В будущем она, как и коллекция художественных работ, войдет в экспозицию нового музея возвращенных ценностей, который уже получил название «Арт-Беларусь».
Пока в столице только думают о создании музея частных коллекций, в Витебске он действует давно и скоро переедет на новое место – проспект Фрунзе, 13. Об этом заявил заместитель председателя облисполкома Владимир Терентьев. Он также рассказал о создании музейного квартала, где появятся экспозиции, посвященные Пэну, Шагалу, Малевичу и другим представителям знаменитой Витебской художественной школы.
Открытие выставки «Художники Парижской школы в Беларуси» прошло во французском стиле. В холле музея рядом с макетом Эйфелевой башни звучал аккордеон, цветочницы дарили первым посетителям букетики цветов, на французском языке приглашали пройти наверх. Юные художники из детской изостудии представляли себя на Монмартре. А встречали гостей «Марк Шагал» и «Белла», будто сошедшие с полотна художника.
Экспозиция в Витебске продлится до конца июля, ее смогут увидеть многочисленные гости «Славянского базара» и в очередной раз убедиться, что произведения уроженцев белорусской земли по праву входят в сокровищницу мировой культуры.