В начале и после окончания рыболовного сезона, а также после каждого случая утопления или падения в песок необходимо чистить, просушивать, смазывать катушку. Это делается для того, чтобы она долгие годы радовала своим бархатным ходом, отсутствием посторонних шумов и в ответственный момент не подвела при выуживании трофея. Разговор пойдет о спиннинговых катушках, а именно о катушках с передним расположением фрикциона, с кривошипно-шатунным механизмом возвратно-поступательного движения шпули и так называемым бесконечным винтом.
Для работы нам понадобятся пассатижи, лучше, если это будет мультитул, то есть многофункциональный инструмент, отвертки, ватные палочки, консистентная и жидкая смазки (на фото).
В качестве консистентной смазки лучше использовать Altis для зубчатых тихоходных передач, в качестве жидкой – индустриальное масло И-30 для подшипников качения. Применять же солидол или литол не рекомендуется.
Разборку катушки начинаем с откручивания прижимной гайки механизма регулировки фрикционного тормоза. Далее разбираем саму гайку, удаляем из нее грязь, закладываем консистентную (густую) смазку и собираем. Теперь переходим к шпуле. С помощью отвертки извлекаем стопорную пружину, фиксирующую детали фрикционного тормоза. Затем вынимаем сам механизм фрикциона, состоящий из металлических и синтетических дисков. Удаляем грязь, скопившуюся внутри шпули, при необходимости зачищаем металлические диски наждачной бумагой до зеркального блеска и собираем фрикционный тормоз в обратном порядке.
Чтобы демонтировать ротор, сначала снимаем со штока регулировочные пластмассовые шайбы, затем выворачиваем стопорный винт и после этого откручиваем фиксирующую ротор гайку. Сняв ротор, отвинчиваем дужку лесоукладывателя и получаем доступ к механизму фиксации ее во время заброса. Затем раскручиваем ролик лесоукладывателя. Для смазки втулки или подшипника ролика (как, кстати, и всех остальных подшипников, кроме обгонной муфты) применяется жидкая смазка, одна капля которой вводится в уже практически собранный механизм лесоукладывателя. После собираем ролик обратно.
Затем приводим в порядок приводной механизм (так называемый редуктор) и стопор обратного хода. Желательно поэтапно запоминать процесс разборки, чтобы не запутаться при сборке. Смазку в этот подшипник класть не обязательно, хотя некоторые советуют добавить каплю жидкого масла. И напоследок займемся приводным механизмом – редуктором катушки. Самое главное во всей этой операции – ничего не потерять. Поэтому будьте внимательны, складывайте детали в порядке их извлечения из корпуса. Лучше, если первые пару раз процесс разборки вы запечатлеете на фото. И еще, как правило, жидкая смазка помещается в подшипники, а густая закладывается в зубья передаточного механизма и ею же смазываются плоские трущиеся поверхности. После этого остается только собрать безынерционную катушку.