Для десятков предпринимателей областного центра этот месяц начался с неприятного известия – они в одночасье стали правонарушителями. Многим пришла повестка из Витебской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, что они должны явиться в качестве ответчика по административному делу. Штраф 5 и выше базовых величин грозит каждому за то, что вовремя не продлили действие разрешения на размещение отходов производства. А таковое должно быть у всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вне зависимости от количества людей в штате и сферы деятельности.
Большинство предпринимателей исправно платили за вывоз мусора и экологический налог. Поскольку еще два года назад разрешение было не нужно тем, у кого в год набирается меньше 50 тонн отходов (таким льготникам достаточно было договора со спецавтобазой), то многие так и продолжали работать в счастливом неведении, пока не получили повестку.
Простому предпринимателю или некрупной частной фирме, в которой просто нет человека, в чьи должностные обязанности входит занятие с подобного рода делами, самостоятельно заполнить все необходимые документы чрезвычайно трудно. Судите сами: вот выдержка из письма, полученного одним из витебских офисов от спецавтобазы незадолго до прихода повестки:
«Для получения разрешения Инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды требует:
1) заявку на захоронение отходов установленного образца;
2) акт инвентаризации отходов (постановление от 29.02.08 №17);
3) норматив и расчет образования отходов;
4) инструкцию по обращению с отходами производства.
На основании вновь полученного разрешения заключить новый договор на вывоз и захоронение отходов производства».
Всё разложено по полочкам, всё понятно – но только на первый взгляд. Где взять этот акт инвентаризации, нормативы образования отходов и как посчитать, сколько и какого мусора производит именно твое предприятие за год? А если и офиса-то нет, а ты просто индивидуальный предприниматель, оказывающий, скажем, транспортные услуги?
Логично в этой ситуации обратиться за помощью в саму городскую инспекцию. Вот только консультации по конкретным вопросам получить там не удастся. Максимум, на что можно рассчитывать, – это распечатки некоторых документов. Например, подробный перечень всего, что нужно предоставить для получения разрешения, с указанием, в каких нормативных документах нужные формы находятся. Любопытно, что при расчете годового количества образования отходов нужно полагаться на нормативы, прописанные в постановлении Минжилкомхоза №18/27 от 27.06.2003, либо разрабатывать их самостоятельно путем замеров! Например, при инвентаризации за месяц посчитать, сколько бумаги пошло в офисный мусор, и выделить годовую норму на человека. Либо взять за образец норму отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, которая прописана в коммунальных. А есть еще и спорный момент: многие индивидуальные предприниматели не имеют своих контейнеров, а бросают мусор в муниципальные. Соответственно, вступают в действие нормативы, утвержденные уже облисполкомом.
Даже в городской инспекции за нормативами и годовыми расчетами советуют обратиться в спецавтобазу. Но это предприятие не обязано заниматься такими вещами. Лишь по доброте душевной его специалист с огромным стажем Людмила Чуханкова, которая как раз заключает соответствующие договора и уже набила руку в заполнении подобных бумаг, помогает отчаявшимся предпринимателям вписать в бланки нужные цифры.
– Мы понимаем, как трудно неспециалисту разобраться с этой документацией и то, что ее действительно требуется очень много. Работники нашей сферы так же, как и предприниматели, с нетерпением ждут, когда будут внесены изменения в Положение №1104 и в целом в Закон об обращении с отходами и возвратят категорию льготников, – сказал главный специалист отдела областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Валерий Юденков. – Пока эти предложения еще рассматриваются на уровне министерства. Но даже льготникам, как и всем остальным, нужно будет согласовывать с нами свои нормативы, проводить инвентаризацию и иметь инструкцию по обращению с отходами. (К слову, этот документ – практически целая книга: прошитая, с главами. – Е. К.)
Пока же для того, чтобы тебя не считали врагом природы, нужно предоставить ворох бумаг с гипотетическими цифрами. Сколько деревьев уйдет на одно лишь производство этой в скором времени макулатуры? Разве это экологично? И где тут пресловутая дебюрократизация? Уже ввели упрощенное налогообложение, регистрацию бизнеса. Когда же будет упрощение в сфере природовользования? Ждем.