По итогам 9 месяцев Витебщина выполнила большинство прогнозных показателей социально-экономического развития, однако в сентябре произошло замедление темпов роста по ряду позиций. Для успешного завершения года облисполком разработал своеобразную «дорожную карту» действий по устранению недостатков, дисциплинированное выполнение которой позволит задействовать резервы и активизировать работу местных управленческих команд по преодолению негативных процессов.
Подробный разбор работы области за три квартала был сделан на состоявшемся 25 октября заседании облисполкома. Как отметил первый заместитель председателя облисполкома Владимир Новацкий, Витебщина способна обеспечить выполнение годового прогноза развития экономики. А произошедший в сентябре спад динамики по ряду позиций требует подробнейшего анализа и конкретных адекватных действий от руководителей на местах.
По словам председателя комитета экономики облисполкома Станислава Заровского, за 9 месяцев Витебщина занимает первое место среди областей по темпам выполнения пяти показателей социально-экономического развития, в том числе является единственной областью, обеспечившей опережающий темп роста производительности труда по сравнению с темпами роста реальной зарплаты (соответственно 119,9% и 113,5%). Валовой региональный продукт Придвинья составил в текущих ценах 40,8 трлн. рублей, или 114% к аналогичному периоду 2011-го (в сопоставимых ценах). Темп роста производства промышленной продукции по индексу физического объема превысил 125%. Кроме того, сокращены уровень затрат на производство и материалоемкость продукции, увеличилась рентабельность продаж в промышленности и сельхозпроизводстве. Положительное сальдо торговли товарами (без учета нефти и нефтепродуктов и республиканских организаций) обеспечено на уровне 1,5 млрд. долларов, что соответствует годовому заданию, а экспорт товаров в целом по области вырос в два раза.
Вместе с тем результаты работы районов по выполнению прогнозных показателей неодинаковы, что может свидетельствовать об отношении их руководителей к этой задаче. Из 19 показателей Сенненский район не выполнил 16, Глубокский, Россонский, Толочинский и Ушачский – по 14, Полоцкий – 13, Бешенковичский, Дубровенский, Лиозненский, Лепельский и Миорский – по 12, Витебский, Оршанский, Поставский и Шумилинский – по 11, Городокский, Браславский, Докшицкий районы – по 10. Витебск не справляется с выполнением 15 показателей из 17, установленных для городов, Полоцк – 13, Новополоцк – 10, Орша – 9 показателей.
На развитие экономики использовано 9,7 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, или 90,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2011-го при задании 105-110%. В целом недоосвоено более 1 трлн. руб., при этом наиболее низкая инвестиционная активность отмечается в сфере строительства жилья (освоено 58,9%) и возведения инженерных сетей (53,6%). Горрайисполкомами на 2012 год заявлено 149 важнейших инвестиционных проектов на общую сумму 5 трлн. руб., из которых 45 до сих пор не реализуются, освоено лишь 47,7% годового объема инвестиций. По оценке С. Заровского, это вызвано сохранением ориентации руководителей на использование в качестве инвестиций бюджетных средств или госпреференций, полностью отсутствуют предложения для привлечения внешних инвестиционных ресурсов. Как результат – за три квартала привлечено 27,8 млн. долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что составляет всего 19,4% годового задания.
Темп роста валовой продукции сельского хозяйства составил 98,9% при задании 110%, розничный товарооборот прирос на 12,4% (задание 12-15%), а в сентябре темп роста замедлился на один процентный пункт. По сравнению с январем текущего года сократилось на 14,4% количество убыточных организаций, за январь – август с убытками сработали 77 субъектов хозяйствования, или 6,9% от учитываемых. Среднемесячная зарплата за январь – сентябрь составила 3186,8 тыс. рублей, установленное облисполкомом задание по этому показателю не выполнено как в целом по области, так и по всем районам. По итогам обсуждения облисполком утвердил «План действий по устранению отдельных недостатков в социально-экономическом развитии области», содержащий подробный алгоритм работы на ближайшую перспективу.
Одним из резервов выполнения прогноза является успешная реализация Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011 – 2015 годы. Как подчеркнул заместитель председателя облисполкома Олег Мацкевич, документ, не имеющий аналогов в стране, направлен на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, рост благосостояния и повышения конкурентоспособности экономики Придвинья, предусматривает реализацию 765 мероприятий с объемом финансирования более 42 трлн. рублей.
За 21 месяц работы выполнено более трети предусмотренных мероприятий программы, освоено почти 19 трлн. руб., или на 18,2% сверх плана, создано более 5 тыс. рабочих мест. Региональная программа включает 19 подпрограмм, из которых наиболее активно выполняются «Витторг», «Детям Витебщины», «Витнефтехим», «Витмаш», «Витебская фармация», «Здоровье», а также подпрограмма развития малых и средних населенных пунктов, по которым превышены плановые объемы освоения финансовых ресурсов. Однако сегодня необходимо проанализировать выполнение программы, осмыслить, всё ли делается и насколько грамотно ведется работа, отметил В. Новацкий.
Как показывает анализ, не начата реализация 100 мероприятий, запланированных на прошедший период. Только 26% от общего объема финансирования проектов по программе являются инвестициями в основной капитал, что недостаточно для создания современной материально-технической базы производства, проведения модернизации, обеспечения конкурентоспособности, создания новаций. Никуда не годится, что по подпрограмме «Витагро» (на нее приходится более 80% объема финансирования программы в целом) удельный вес инвестиций в основной капитал составил только 12%. Это результат того, что по большинству подпрограмм не разработаны бизнес-планы или ТЭО инвестпроектов по привлечению иностранных инвестиций, нет предложений по созданию совместных предприятий. По оценке О. Мацкевича, такое положение свидетельствует о недостаточности принимаемых организационных мер координаторов подпрограмм, отсутствие контроля, а также пассивность и незаинтересованность в реализации подпрограмм горрайисполкомов. Но ведь документ не является догмой, открыт для доработки и внесения обоснованных предложений. Местные органы власти обязаны мобилизовать интеллектуальный и производственный потенциал для ликвидации допущенного отставания по программе и выполнения всех заявленных мероприятий до 2015 года, отметил О. Мацкевич.
Принимавший участие в заседании облисполкома первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Леонид Демидов положительно оценил опыт Витебщины по постановке инновационной работы на программную основу и отметил, что ее примеру должны последовать все области. По его словам, с 2013 года значительно расширятся возможности по реализации инвестпроектов, в том числе с господдержкой.