На заседании итоговой коллегии управления образования облисполкома начальник управления Иван Щурок отметил, что основными направлениями работы в 2012 г. были повышение качества образования, укрепление кадрового потенциала, рост экономической эффективности. На нужды образования израсходовано 26% областного бюджета. От оказания платных образовательных услуг получили 258,7 млрд. руб. Прошлогодней строительной программой предусматривалась реализация 15 проектов. В этом году необходимо строить 5 детских дошкольных учреждений в областном центре, Полоцке и Орше, базовую школу в деревне Литусово Сенненского района и др.
Охват малолетних детей дошкольным образованием на Витебщине составляет 80%. Задача – увеличить этот показатель, поскольку еще тысячи сельских малышей не посещают детсады. Желает быть лучшим качество дошкольного образования, потому что лишь 43% педагогов имеют специальную подготовку. Выход из ситуации – в целевом обучении. Заболеваемость воспитанников снизилась на 21% и составляет 5,6 дня в году – это республиканский рекорд. Примером служат Верхнедвинский, Лепельский, Чашникский и другие районы.
Система общего среднего образования (535 учреждений, 108230 учащихся) работает эффективно. В 2012 г. закуплено немало новой компьютерной техники (41%), к скоростному Интернету подключены 80% школ. Наблюдается положительная динамика в повышении качества образования. Областной этап республиканской олимпиады, по итогам которого из 882 участников 380 были награждены дипломами, свидетельствует об успехах учеников Первомайского и Октябрьского районов Витебска, Полоцка, Новополоцка. (Очень мало было представителей Толочинского, Россонского, Дубровенского и других районов.). В ближайшей перспективе особое внимание следует обратить на подготовку школьников по иностранным языкам.
Самая болезненная проблема – реструктуризация школьной сети. Средняя наполняемость сельских школ – 65 учеников. В текущем году будут закрыты 24 школы и 48 реорганизованы. В связи с этим предстоит проанализировать и работу ряда гимназий, где нет конкурса при наборе учащихся, а выпускники имеют не очень высокие результаты.
Для интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития опорными учреждениями являются 34 детсада и 41 школа. Это верный путь к социализации таких детей.
Остра проблема социального сиротства, несмотря на заметные перемены в подходах к ее решению. 1180 лишенных родительской опеки находятся в приемных семьях, 123 – в детдомах семейного типа, а 68 усыновлены. Ориентир – 80% социальных сирот должны жить в замещающих семьях. Однако такая форма воспитания все еще не стала приоритетной, а число детей, находящихся в социально опасном положении в биологических семьях, выросло.
Что касается учительских кадров, то 38,7% имеют высшую профессиональную категорию, 40% – первую. Заявки на молодых специалистов выполняются. Сложнее с закреплением новоиспеченных педагогов на первом рабочем месте. Есть такая проблема в Лиозненском, Шарковщинском и других районах.
Развитие собственной заготовительной базы, удешевление меню, соблюдение санитарных нормативов по-прежнему актуальны в организации питания учащихся. Сегодня им охвачены 96% школьников, в том числе 56,7% – бесплатным.
Основные показатели госпрограммы развития системы профессионально-технического образования достигнуты. Вместе с тем в 2012 г. по демографическим причинам, а также из-за отсутствия должной координации с вузами и ссузами в части набора учащихся не соблюден повышенный план комплектования областного ПТО. Сохраняется дисбаланс между спросом и предложением на рабочие кадры. Поэтому в условиях оптимизации коренного изменения требуют профориентация молодежи, целевая и платная подготовка по рабочим специальностям.
Обсуждали на заседании и главные направления воспитательной работы. Подростковая преступность в целом по области снижается, но в ряде районов растет. От школы требуется улучшить содержание 6-го дня недели, занять побольше детей интересными и полезными делами во внеурочное время, расширив спектр образовательных услуг. В системе ПТО надо обратить внимание на профилактику нарушений в общежитиях, организацию культурно-спортивного досуга.