Племянник П. Машерова Валентин Врагов – выпускник московских училища циркового искусства и института театрального искусства, режиссер ряда документальных лент студии «Беларусьфильм». Теперь он, преподаватель Витебского колледжа искусств, по нашей просьбе поделился воспоминаниями о знаменитом родственнике.
До войны учась в Витебском пединституте, Петр Миронович жил в семье своей старшей сестры Матрены и ее мужа Семена Врагова на улице Канатной. «Меня тогда еще не было на свете, – рассказывает Валентин Семенович. – Увидел дядю Петю, а мы, племянники, называли его именно так, году в 1948-м. Первый секретарь ЦК ЛКСМБ Машеров приезжал инспектировать условия жизни семей участников войны. Остановился у нас».
В городе разруха. Семья Враговых из пяти человек занимала комнатушку в частном доме возле Витьбы, неподалеку от ратуши. Отцу и гостю, а они дружили, постелили на единственной кровати, остальные разместились кто как. «И вот я, шестилетний мальчишка, слышу разговор. О чем-то они вспоминали, дядя Петя рассказал о командировке. Отец, участник войны, говорит: «Слушай, Петя, может, под это дело и мне комнатку найдем?». А он: «Что ты, Семен, вдовы с детьми в мокрых подвалах ютятся, ходят по дощечкам. Им бы как-то помочь».
О пребывании Машерова на праздновании 1000-летия Витебска Валентин Семенович помнит со слов матери. Петр Миронович заехал за сестрой на улицу Кирова, где тогда жили Враговы, и повез на торжество. Побыв на официальной части, Матрена Мироновна отправилась домой. Обнаружив это, Машеров попросил ее вернуть. «Посадил за столом рядом и представил присутствующим: «Это моя старшая сестра. Она для меня как вторая мама». И уже к ней: «А это вот начальство твое». Она говорит: «Знаю-знаю, когда ходила квартиру просить, рано-рано занимала очередь, чтобы попасть на прием». Вокруг изумились: «Ой, как это, как это…». «Ну, ты же дождалась, получила…», – успокоил ее дядя Петя».
Матрена Мироновна никогда и нигде не рассказывала, кто ее брат. Как ни о чем не просила его самого, хотя отношения между ними были очень теплыми, сердечными. В Минске Враговы останавливались только у Машеровых.
«Дядя Петя был участливым человеком и, если касалось здоровья, лекарств, старался помочь. Когда мой отец незадолго до смерти лежал в Минске в больнице, то он в выходной приехал его проведать, по сути, попрощаться. Эта встреча папу очень подбодрила, хотелось верить, что и правда все наладится».
Когда после работы во Владивостоке В. Врагов вернулся в Витебск, то застал у своих родителей Петра Мироновича. Тот принялся подробно расспрашивать, как в тех краях люди живут, что на полях сеют, какие урожаи. Предложил перебраться в Минск.
Был Валентин и на 50-летии Петра Мироновича. Собрались только родственники. Когда все разошлись, дядя с племянником разговорились. «Я задавал невероятные дилетантские вопросы, например: кому он подчиняется в республике. «Пленуму и съезду». А трудно ли на таком посту? И дядя Петя рассказал, каким выдался этот его день рождения. Утром на ступеньках здания ЦК незнакомая женщина протянула ему конверт. Охранник пытался воспрепятствовать, но Машеров взял письмо. Там говорилось, как семья партизана-инвалида много лет живет в подвале, а очередь на жилье отодвигается и вряд ли этот человек дождется новоселья. Петр Миронович расстроился, зачитал письмо на пленуме. «Конечно, после этого ей выделят квартиру. Но сколько таких писем до меня не доходит…», – сокрушался он. Еще во время заседания сообщили, что с рельсов сошел поезд, хорошо хоть жертв не было. Следующий звонок: в автокатастрофе погиб руководитель витебской милиции. Вот с каким тяжелым грузом на душе отмечал дядя Петя тот свой юбилей».
Были и еще встречи. Режиссер Лариса Шепитько из Москвы привезла показать в Минске фильм «Восхождение», снятый ею по повести Василя Быкова «Сотников». После просмотра Петр Миронович расчувствовался и заплакал. На тот момент к Быкову, этому фильму отношение в Москве было неоднозначное. А Машеров послал поздравление с творческой удачей в адрес «Мосфильма», Комитета по кинематографии.
На том показе московский режиссер Алексей Салтыков, снимавший «Емельяна Пугачева» на базе «Беларусьфильма», попросил коллегу Врагова представить его Петру Мироновичу. «Узнав, что это постановщик одной из его любимых кинолент – «Председатель», он сразу проникся к Салтыкову уважением. И сказал: «Сейчас небольшая «форточка» в графике, а как раз наше «Динамо» играет второй тайм – поедем на стадион, там и побеседуем». Динамовцы проиграли, но мы больше говорили, чем смотрели футбол. Петр Миронович тогда поручил предсовмина помочь киношникам.
…Помню и похороны дяди Пети. Человек без двойного дна, говорили о нем, совестливый, порядочный. Таким быть очень трудно во все времена».