В 2012 году наметилась тенденция роста обращений граждан в облисполком на фоне снижения их числа в городские и районные исполкомы.
Комплексный анализ работы с обращениями, проведенный на недавнем заседании облисполкома, показал, что подавляющее большинство поднимаемых в них вопросов разрешимы на местном уровне. «Так зачем создавать людям проблемы?» – задался риторическим вопросом председатель облисполкома Александр Косинец и потребовал в течение месяца навести полный порядок в этой сфере. По его поручению руководителям на местах предстоит провести ревизию поступивших заявлений граждан и оказать им всестороннюю помощь. И впредь реагирование на поступающие проблемные вопросы от людей должно быть оперативным, но заигрывать с жалобщиками также недопустимо. Для предупреждения проблем надо широко использовать все имеющиеся для этого формы и методы работы, в том числе активнее практиковать административные объезды территорий, отметил А. Косинец.
По словам управляющего делами Алексея Матюшко, в прошлом году в облисполком поступило более 3,9 тыс. обращений, что на 6,6% больше, чем в 2011-м, при этом выросло в 3 раза число электронных обращений, а каждое пятое заявление – из-за пределов области, в том числе из-за границы. В горрайисполкомы поступило около 13,5 тыс. обращений, или 92,7% к 2011 году. Такая статистика свидетельствует о снижении авторитета местных исполкомов из-за их неспособности оперативно разрешать зачастую элементарные проблемы людей, уверен А. Матюшко. Наиболее часто в облисполком обращались жители Витебского, Оршанского, Сенненского, Толочинского районов, областного центра и Орши. Более чем двукратный рост обращений на областной уровень из Ушачского района и обоснованность каждого второго из них указывает на серьезные проблемы в работе должностных лиц района, отметил управляющий делами и напомнил, что аналогичная ситуация в Браславском районе привела к отставке главы местного исполкома.
Еще один важный показатель – число обращений в Администрацию Президента из Придвинья сократилось на 8% и является одним из самых низких в стране.
В структуре обращений традиционно преобладают вопросы ЖКХ, жилищного законодательства, строительства, труда, занятости и соцзащиты, транспорта, землепользования, здравоохранения. Наиболее острые из поставленных проблем касаются состояния жилого фонда, низкого качества его ремонта и затягивания сроков проведения работ. На серьезные недостатки в работе жилищно-коммунальных служб указывается и в каждом втором обращении к руководству облисполкома на «прямые линии», а также более 60% звонков на телефон «горячей линии» облисполкома.
Рост более чем в 2,5 раза количества обращений по вопросам сроков и стоимости строительства жилья вызван как объективными причинами (несвоевременным выделением средств на льготное кредитование, удорожанием стройматериалов и нарушениями в их поставках, оттоком квалифицированных кадров), так и недостатками в организации производственного процесса в стройорганизациях. Кроме того, граждане остро ставили вопросы возведения инженерных сетей и коммуникаций к земельным участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства.
По оценке А. Матюшко, на местном уровне не всегда обеспечивается полное и всестороннее рассмотрение обращений, принятие необходимых мер по существу, что является одной из причин повторных обращений, чем подрывается доверие к власти на местах. Например, Витебский горисполком не принимает системных мер по предупреждению жалоб. Об этом свидетельствует ситуация с выводом из жилого фонда квартир на первых этажах, когда граждане столкнулись с проблемой невозможности получения земельного участка для оборудования отдельного входа и строительства крыльца. Основным препятствием явилось отсутствие правоустанавливающих документов у владельца домов, и обратившимся за помощью к власти гражданам было предложено решать вопрос самостоятельно. Подобные нарушения допускаются в Витебске и в отношении обращений юридических лиц. Например, горисполком грубо нарушил законодательство при принятии решения от 18 июня № 858 о прекращении согласования размещения игорных заведений в областном центре, тем самым допустив ущемление прав юридических лиц. ООО «Беж» вынуждено было обратиться в облисполком из-за волокиты должностных лиц горисполкома при подготовке решения о предоставлении земельного участка под проект по инвестиционному договору «Строительство многофункционального центра по проспекту Черняховского в Витебске с выносом зданий и сооружений футбольной СДЮСШ». В совокупности это говорит о некомпетентности отдельных чиновников горисполкома в работе с юрлицами, непонимании, незнании или игнорировании ими законодательства об административных процедурах. «Законность – это основной принцип принятия решений по обращениям», – напомнил А. Матюшко.
Всего за допущенные нарушения более 170 должностных лиц органов власти привлечены к дисциплинарной ответственности, еще двое наказаны в административном порядке.
Облисполком стал шире использовать право оставлять необоснованные либо несоответствующие требованиям законодательства обращения без рассмотрения по существу. Такие решения приняты в отношении 52 обращений граждан.