Далеко не каждый может решиться на такой ответственный шаг, как усыновление оставшегося без родителей ребенка. Сама эта идея, как правило, вызревает долго и подвергается человеком самому тщательному взвешиванию – своих желаний, возможностей и сил, как материальных, так и в первую очередь душевных.
Что должны знать люди, желающие принять в семью сироту, на что обратить внимание, а чего, наоборот, не стоит опасаться? Об этом рассказывают специалисты Национального центра усыновления.
– В прошлом году внесены изменения в статьи Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, регламентирующие процесс усыновления нашими гражданами, – говорит старший инспектор по охране детства Витебского представительства НЦУ Наталья Дубова. – В частности, в новой редакции представлен список лиц, исключенных из числа усыновителей. Не будет передан ребенок на усыновление больным хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Люди, которые попадали в зону внимания органов защиты детства, также не могут претендовать на передачу им ребенка из детского дома. Это лишенные родительских прав; бывшие усыновители, отстраненные опекуны и попечители, ненадлежащим образом выполнявшие свои обязанности; родители, чьи дети были признаны нуждающимися в государственной защите. Не смогут стать усыновителями граждане, недееспособные или ограниченно дееспособные, или имеющие судимость за умышленные преступления, а также осуждавшиеся за умышленно тяжкие или особо тяжкие преступления против человека. Установлен также материальный ценз. Потенциальный усыновитель должен иметь постоянное место жительства – жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также доход, обеспечивающий усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Беларуси.
Кроме того, если раньше была очерчена только минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком – 18 лет, то сейчас и максимальная – 45 лет. Это расширяет возможности усыновления детей среднего и старшего возраста, которые также нуждаются в родительской заботе. В итоге обеспечивается индивидуальный подбор семьи для ребенка, а не ребенка для семьи.
– Вряд ли можно прогнозировать успешность размещения ребенка в новой семье с учетом только социальных, правовых и материальных возможностей будущих родителей, – добавляет психолог центра Наталья Зандарович. – Не менее важным являются тончайшие психологические нюансы будущих отношений родителей с новым членом их семьи. Поэтому в процедуру подготовки к усыновлению введен обязательный компонент – психодиагностика и обучение лиц, желающих усыновить ребенка. Основная цель его – найти лучшую семью для конкретного ребенка, которая была бы конструктивна по отношению к нему.
Психологических противопоказаний к усыновлению не так много, и это, скорее, не отсутствие каких-либо качеств, а наличие неблагоприятных: ярко проявляющаяся агрессивность, полное отсутствие гибкости, явные неудачи в воспитании собственных детей, конфликтные супружеские отношения, негативная мотивация, нежелание сотрудничать со специалистами. Но, надо сказать, случаи полной психологической непригодности к усыновлению достаточно редки, в работе с большинством семей выясняются и плюсы, и минусы, прогнозируются возможные трудности, выявляются ресурсы для их преодоления.
Основная причина внутреннего дискомфорта, с которой будущие родители приходят на первую встречу с психологом, – это страх (он не так велик, как при самом первом обращении с идеей усыновления, но тем не менее существенен): вдруг они не подходят, и им откажут. При этом большинство из будущих родителей уверены, что они всё и так умеют, знают и справятся с воспитанием без чьей-либо помощи. Психолог помогает людям успокоиться, перевести разговор из эмоциональной в рациональную сферу, сориентироваться на сотрудничество.
Индивидуальные особенности личности родителей и их отношение к воспитанию ребенка (установки, стиль взаимодействия) оцениваются по результатам выполнения тестов. Диагностика на этом этапе часто вызывает у обследуемых инстинктивную самозащиту и стремление выдать желаемое за действительное, поэтому наряду с опросниками используются проективные методики, собеседования, ведь нам необходимо увидеть реальность, в которой они живут и куда попадет ребенок, а не образ, который, если и является социально презентабельным, но все же иллюзорен. А нарисовав психологический портрет семьи, выявляем присущие ей ресурсы для роста и развития.
Второй этап – обучение. Проводится он, как правило, в группе по 2-3 часа один раз в неделю. Цель таких занятий – подготовить семью к принятию усыновленного ребенка, что предполагает осознание личных причин усыновления, получение знаний о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, о правовых аспектах усыновления, о том, как ребенок и семья привыкают друг к другу, какие ситуации и проблемы могут при этом возникнуть, как и когда рассказать ребенку, что он был усыновлен, если возраст не позволил ему осознать эту ситуацию раньше, и многое-многое другое.
Все о порядке усыновления, о беспокоящих вас проблемах устройства детей в замещающие семьи вы можете узнать, позвонив в Витебское представительство Национального центра усыновления по тел. 47 7728, или на сайте центра усыновления http://www.child.of.by