В последнее время правоохранители Витебщины отмечают почти троекратный рост потока из России в Беларусь так называемых серых машин с перебитыми номерами или переваренными кузовами.
– Если в прошлом году мы просмотрели около 300 таких подозрительных автомобилей, то лишь за два месяца текущего года – уже более 100, – рассказал начальник экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УВД облисполкома Александр Чуев. – Причем преобладают престижные иномарки с большим литражом, хотя подвергаются видоизменению и недорогие машины. В прошлом году наши эксперты выявили поддельные VIN-номера таких авто, как BMW-X5, «Audi-A6», «Lexus», «Honda». Или был случай, когда мы задержали автомобиль «Infinity», зарегистрированный в России, но который оказался «близнецом» такого же, зарегистрированного в нашей стране. Номера и техпаспорт были подделаны, а обладатель оригинала даже не подозревал о российском двойнике своего авто.
Обычно выявление автомобилей с «темным прошлым» происходит во время их постановки на учет. Если у сотрудника ГАИ что-то вызывает подозрения, например, нечеткий номер, машину отправляют на экспертизу. В Витебске она осуществляется по средам и пятницам с 9.30 до 12.30 и с 14.30 до 17.30 (ул. Буденного, 2), в Полоцке – на базе ГОВД по предварительной записи. При себе владельцу нужно иметь отношение ГАИ на проведение исследования и документы на машину. Если транспортное средство невозможно доставить на экспертизу из-за технической неисправности, его осмотр в исключительных случаях может быть проведен с выездом на место.
Чаще всего, по словам А. Чуева, уже при визуальном осмотре обнаруживаются следы замены какой-либо из цифр номера или следы сварочных работ. Иногда приходится прибегать к химическим способам проверки. В итоге выявление несоответствий происходит почти в 100% случаев. Какими бы ни были ухищрения мошенников, высокий профессионализм и техническая оснащенность центра позволяют их обнаружить. К слову, в этом году в ЭКЦ планируется подключение к электронной базе «Interpol» для более оперативного установления первоначального содержания идентификационных номеров и выявления машин, находящихся в розыске.
А это значит, что владелец приобретенной машины сомнительного происхождения рискует остаться и без средства передвижения, и без денег, потраченных на нее.