Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Нынче он пройдет под девизом «Потребительское правосудие сегодня», предложенным при проведении Консультативного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ, и будет сфокусирован на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты прав и законных интересов граждан.
– Выбранная тема Дня защиты прав потребителей призвана акцентировать внимание граждан на широких возможностях по защите своих прав на основе рационального, эффективного и взаимоуважительного диалога потребителей, государственных органов, общественных защитников и хозяйственных субъектов в рамках предоставленных законодательством правовых механизмов, – говорит заместитель начальника отдела организации торговли, общественного питания и бытовых услуг управления торговли и услуг облисполкома, уполномоченный по защите прав потребителей по Витебской области Анна Гиренкова. – Основным документом, регулирующим правовые отношения в этом направлении, является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Руководствуясь его положениями, на Витебщине на областном уровне защиту прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также координацию деятельности городских и районных исполнительных комитетов по защите прав осуществляет управление торговли и услуг облисполкома. На местах задачи защиты прав потребителей возложены на уполномоченных сотрудников горрайисполкомов, которые в пределах своей компетенции рассматривают обращения и жалобы, оказывают консультационную и практическую помощь в решении конфликтных ситуаций, проводят работу по восстановлению нарушенных прав сторон в досудебном порядке. Наибольшее количество нареканий вызывает деятельность организаций, оказывающих платные услуги. В 2012-м в управления и отделы облисполкома и райгорисполкомов поступило 1933 таких жалобы. Всего же за прошлый год рассмотрено 2691 обращение, из них 342 затрагивали сферу торговли, 103 – бытового обслуживания, 265 – иные проблемы, связанные с защитой потребительских прав.
– Анна Дмитриевна, давайте, пользуясь случаем, напомним читателям алгоритм защиты их прав как потребителей. Что делать человеку, если ему продан товар ненадлежащего качества?
– В первую очередь – обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Ведь не исключена возможность, что проблема будет решена по устному заявлению. А вот если он не торопится решить ваш вопрос, лучше все требования изложить письменно в виде претензии. Претензия должна содержать: наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым она направляется; фамилию, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства; изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара); требования, предъявляемые продавцу (изготовителю). Согласно ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе потребовать (на свой выбор) замены недоброкачественного товара; соразмерного уменьшения покупной цены товара; бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Кроме того, потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
– Как правильно вручить эту претензию?
– Можно отправить ее по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Можно оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте.
Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец (изготовитель) не удовлетворит требования потребителя либо удовлетворит их частично. В этом случае копия претензии, а также документы, подтверждающие факт ее получения, понадобятся при обращении в суд.
– Что делать, если претензия осталась без рассмотрения либо его результаты не устраивают?
– В этом случае можно обратиться для защиты своих прав в досудебном порядке в государственные органы – к уполномоченным в райгорисполкомах либо в общественные объединения.
– А если не удалось разрешить конфликтную ситуацию в досудебном порядке?
– Тогда потребитель имеет право обратиться с иском о защите своих прав в суд по месту жительства или нахождения истца либо ответчика; исполнении договора либо причинения вреда (по выбору потребителя). При этом он выступает в роли истца, а виновная сторона (изготовитель, исполнитель, продавец) – в роли ответчика. Цель суда состоит в окончательном разрешении спора между сторонами, определении их прав и обязанностей.
К слову,
потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Для защиты своих интересов в суде потребитель может прибегнуть к помощи местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений потребителей, юридических консультаций для получения содействия в составлении искового заявления и представления в суде. Если эти варианты не подходят, то самостоятельно представлять свои интересы.