Вчера, 18 марта, начался Великий пост. Большинство людей уже не сомневается в благотворном влиянии его на душу и тело человека. Его рекомендуют (правда, как диету) даже врачи, отмечая полезное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров.
Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть, а чтобы очистить свою душу. Ведь когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться перед Богом. Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время.
Господь наш Иисус Христос для примера всем сорок дней постился в пустыне, возвратившись к людям и одолев все искушения дьявола.
Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Он всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».
«Но один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, – учит преподобный Иоанн Кассиан. – Так как и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею душа и без избытка телесной пищи впадает в грех. Злословие вредно для души. Гнев также отравляет ее. Тщеславие – пища, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».
Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Но у людей бывает и так, что, считая грехом съесть в постный день что-либо скоромное, они без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают их, обсуждают, предаются плотской нечистоте. Хотя Господь ждет от каждого внутренней чистоты, кротости и смирения.
Опасность чрезмерного поста, который берут на себя неподготовленные христиане, ни к чему хорошему не приводит и порождает гордыню в человеке. От такого подхода к посту могут появиться раздражительность и озлобленность вместо чувства любви, что также неправильно.
Постясь телесно, мы постимся и духовно. Соединим же пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинным постом, приятным Богу, а значит, и для нас спасительным.