Врачи констатируют: за годы учебы (1-11 классы) у школьников нашей области заболеваемость сколиозом увеличивается в 13 раз, острота зрения снижается в 2,5 раза. На третьем месте стоят эндокринная и сердечно-сосудистая патологии. И эти нарушения продолжают сохранять массовый характер, что объясняется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей позы и ограничения движений. Как же сохранить здоровье ребенка?
Вот что советуют в качестве профилактики заведующая отделением гигиены детей подростков Витебского зонального ЦГиЭ Галина Красовская и врач-гигиенист Андрей Буров.
Против близорукости. Чтобы уменьшить зрительную нагрузку, А. Буров советует чередовать письменную и устную работы и делать гимнастику для глаз, устраивать для них минуты тишины (посидеть с закрытыми глазами). Длительность просмотра телепередач – не более 15-20 минут, расстояние глаз до телевизора – 3-5 метров, до монитора компьютера – 60-70 см, текста – 24-29 см. И нельзя читать лежа!
Упражнения для глаз на уроках, как и проведение физкультминуток, Г. Красовская считает делом обязательным. И вот какой комплекс советует:
закрыть глаза и крепко напрячь мышцы, затем открыть и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз;
остановить взгляд на переносице, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз;
посмотреть вправо, не поворачивая головы, затем вдаль, влево и снова вдаль. Повторить 3-4 раза;
перевести взгляд вправо вверх, влево вниз, прямо вдаль. Повторить 4-5 раз.
Чтобы не возникло сколиоза, школьная мебель должна соответствовать росту и пропорции тела ребенка. «Причиной нарушения осанки и даже искривления позвоночника является длительное сидение за партой в неправильной позе, – говорит А. Буров. – Пока изменения незначительные, они мало заметны, но при прогрессировании сколиоза появляются сильные боли в спине, иногда возникает необходимость даже в хирургической коррекции. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата требует много времени, сил и обходится недешево. Поэтому учителя и родители должны следить, чтобы школьники во время занятий сидели правильно. В младших классах полезно не менее двух раз в год пересаживать учащихся, менять их местами».
Удовлетворять биологические потребности школьников в движении Г. Красовская советует гимнастикой, физкультминутками, играми на переменах, уроками физкультуры, внеклассными спортивными занятиями и т. п. Причем на все это надо отводить ежедневно не менее двух часов. Наиболее эффективным способом снятия мышечного напряжения и переутомления она считает физкультминутки. Их количество на уроках определяет сам учитель. Они могут состоять из трех легких упражнений на 20-й и 35-й минутах урока, которые повторяются 3-4 раза.