Отсутствие желания находить компромисс привело недавно к дополнительным неоправданным расходам при рассмотрении в хозяйственном суде области спора по договору строительного подряда.
С исковым заявлением, как сообщила судья Ольга Тур, обратилось строительное предприятие-подрядчик, которое заявило, что заказчик не в полном объеме произвел с ним расчеты, и потребовало взыскать с ответчика задолженность с учетом пени и процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму более 500 млн. рублей. Но ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что работы были выполнены некачественно, значительно завышены объемы и стоимость, и предъявил встречный иск о взыскании 78 млн. излишне уплаченных подрядчику рублей.
Назначили судебную строительно-техническую экспертизу. В ходе ее проведения было выявлено завышение объемов и стоимости, наличие некачественных работ, не подлежащих оплате. С учетом заключения эксперта суд принял решение об отказе в удовлетворении первоначального иска о взыскании с заказчика задолженности за выполненные работы, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами и частично удовлетворил встречный иск о взыскании с подрядчика необоснованного обогащения.
По результатам рассмотрения дела расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в размере 40 млн. рублей и 25 млн. госпошлины отнесены судом на подрядчика.
А ведь такие издержки можно было предотвратить или хотя бы уменьшить. Суд обязывал стороны провести сверку объемов и стоимости выполненных работ, неоднократно открывал по делу примирительную процедуру, чтобы они пришли к компромиссу, как до назначения экспертизы, так и после ее проведения. Это могло сэкономить хотя бы половину суммы госпошлины.
Кстати, по статистике хозяйственного суда Витебской области, из 1221 исковых заявлений, поступивших за 2012 год, 242 иска были предъявлены в связи с ненадлежащим исполнением договоров подряда. К сожалению, вступив на путь судебных дебатов, стороны зачастую демонстрируют неразумный подход к разрешению спорных ситуаций, который приводит к дополнительным расходам.