В целях полного удовлетворения потребности населения в детских товарах, повышения их конкурентоспособности и качества была разработана подпрограмма «Детям Витебщины» Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011-2015 годы.
Одним из исполнителей подпрограммы стало производственное предприятие «Витебчанка». Его задача заключается в техническом перевооружении производства для расширения ассортимента детской продукции. Согласно плану мероприятий по реализации подпрограммы предполагалось выделить ему 180 млн. рублей из областного бюджета (инновационный фонд), а само предприятие добавит 20 млн. рублей. Однако этого финансирования извне «Витебчанка» так и не дождалась, хотя закупка оборудования была запланирована еще на 2011 год, а сейчас уже середина пятилетки.
Выделение средств инновационного фонда определяется решениями облисполкома в соответствии с порядком его формирования и использования на очередной финансовый год. Понятно, что ресурсы ограничены, а претендентов на них хватает. Но сэкономить почему-то решили именно в этом пункте.
Между тем предприятие, учитывая поставленные задачи и свои экономические интересы, вложило в техническое перевооружение 82 млн. собственных средств (без привлечения кредитов). На эти деньги в 2011 и 2012 годах было закуплено около 15 единиц специального универсального швейного оборудования. Благодаря этому с начала реализации программы (2011, 2012 и январь-март 2013 гг.) детской одежды, в основном на территории Беларуси, было продано на сумму почти 5,5 млрд. рублей. А полученная прибыль составила 581 млн. рублей.
– Нужно понимать, что новое оборудование позволило расширить ассортимент не столько в количественном, сколько в качественном выражении, – рассказала заместитель директора по экономике Татьяна Ташпулатова. – То есть теперь мы можем выполнять новые виды работ, делая модели более модными и современными. Кроме того, благодаря установленным на оборудовании сервомоторам, оно стало более производительным и менее энергоемким по сравнению со старым. Все это в конечном итоге сказывается на цене.
Однако даже приемлемая себестоимость не позволяет «Витебчанке» выйти на зарубежные рынки сбыта. Предприятие по-прежнему на 70% работает на давальческом сырье преимущественно из России и Литвы. Хотя здесь речь идет исключительно об ассортименте мужской и женской одежды.
Все дело в том, что у фабрики нет своей товаропроводящей или дилерской сети. Случаются единичные закупки, предприятие регулярно выезжает на ярмарки к ближайшим соседям. Участие же в проводимых в Витебске экономических и инвестиционных форумах, выставках с точки зрения расширения рынков сбыта результатов не приносит. Да, завязываются полезные контакты, налаживается сотрудничество. И все же показатели прибыли от реализации вселяют в руководство предприятия оптимизм – в прошлом году она составила 2,3 млрд. рублей, в 2011-м было еще больше.
Впрочем, вернемся к выполнению подпрограммы «Детям Витебщины». Производимая одежда в полном объеме представлена в фирменной торговле и других магазинах, в том числе потребкооперации региона. Так что свой вклад в расширение ассортимента детских товаров предприятие вносит.