Завтра исполняется 27 лет одной из самых крупных техногенных катастроф на нашей планете – аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Почему эта катастрофа столь трагична для нашего народа, да и всего человечества? Какие уроки надо из нее извлечь?
Урок первый. Как бы ни был высок уровень образованности населения, все равно необходимо знать базовые принципы работы оборудования, использующего такие высокоэнергетические процессы. Мир движется по пути эффективности использования энергии в ее различных проявлениях. С точки зрения физики, человечество все более стремится увеличить коэффициент полезного действия создаваемых машин и устройств. Мы уже с трудом можем обойтись без мобильного телефона, компьютера, телевизора и т. п. Но самое главное – без электричества. Сейчас это самая доступная форма энергии для конечного потребителя – нас с вами. Но ее получение требует всё больших затрат. И здесь нет другого пути, как использовать сырье с высокой концентрацией энергии, т. е. ядерной. Принципы его получения известны уже более 50 лет, но до сих пор открываются новые возможности ее использования. Ядерная энергетика – это ближайшее будущее. К сожалению, и это мировая тенденция, человечество всё меньше внимания уделяет вопросам технической образованности населения. В случае с ядерной энергетикой это проявилось наиболее ярко.
Отсюда следует второй урок Чернобыля. Любая сложная, в особенности высокоэнергетическая система требует к себе уважения. В век технологий необходим новый, более высокий уровень знаний. Использование высококонцентрированного сырья предполагает строжайшее соблюдение всей цепочки его переработки. Современные технологии на порядок более автоматизированы, чем 50 лет назад. Поэтому их модернизация должна проходить с учетом всех мыслимых последствий от неправильной организации технологической цепочки. И Чернобыль это показал наглядно. Нельзя экспериментировать за гранью дозволенного. Для этого есть научные, экспериментальные устройства, где квалифицированные ученые и конструкторы смогут провести необходимые исследования. Причем это касается не только ядерной энергетики. Генная инженерия может нанести вред еще больший, если ее не поставить под строжайший контроль. Чернобыль показал, что эксперимент необходимо проводить, продумав и смоделировав все возможные последствия.
Отсюда третий урок Чернобыля. Чтобы эксплуатировать такие системы, требуется высокая специальная подготовка, причем не только техническая, но и психологическая. Ведь не секрет, что человеческий фактор (очень широкое понятие) начинает играть все более важную роль в нашей жизни. Чернобыль показал, что виноваты в трагедии не оборудование и технология, а безответственность людей, которые их эксплуатируют.
Прогресс необратим, как и восход солнца, но каждый шаг его требует осознания сложности и опасности результата. Уроки Чернобыля навсегда останутся в памяти человечества.
Госпомощь ликвидаторам и пострадавшим
В стране создана и действует система социальной защиты всех категорий пострадавших, основанная на Законе Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Создан и функционирует Белорусский государственный регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В органах по труду, занятости и социальной защите Витебщины на учете как получатели пенсий, пользующиеся льготами в соответствии с указанным законом, состоят 2099 человек, в том числе 1055 участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 332 инвалида-чернобыльца, 712 переселенца из зон эвакуации (отчуждения) первоочередного и последующего отселения.
В рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, как сообщила главный специалист комитета Ирина Рудакова, в бюджете Витебской области на 2013 год предусмотрено 14,66 млрд. рублей на выплату льгот и компенсаций пострадавшим от аварии.