Такого бурного развития, как на рубеже 1980-90-х годов, информационное поле страны не знало никогда. В отечественном лексиконе появляется выражение «масс-медиа». На гребне всеобщей эйфории наряду с серьезными, уважаемыми изданиями рождается так называемая желтая пресса, главной тематикой которой становились сплетни, слухи, скандалы. Граждане, привыкшие воспринимать любое печатное слово как истину, растерянно озирались: кому верить?
Формировался рекламно-информационный рынок средств массовой информации, который быстрыми темпами коммерциализировался. А для коммерции, как известно, главное – прибыль, а не истина.
Сложные времена переживала официальная пресса: в редакциях газет, бывших печатными органами обкомов, райкомов Коммунистической партии, проходили процессы оценки ситуации в стране и осмысление своего отношения к происходящим событиям. Журналисты, поддержавшие либеральное реформирование советской системы, становились яростными борцами с «совком» и «коммунистическим режимом». Менее радикально настроенные уходили под крыло Советов народных депутатов, которые в период суверенизации республик Советского Союза учреждали собственные периодические издания. Наряду с ними продолжали свою деятельность печатные издания, отстаивающие необходимость сохранения партийной системы и единой страны.
В нашей области в январе 1991 года наряду с привычным «Віцебскім рабочым» появилась вторая областная общественно-политическая газета «Народнае слова», учредителем которой стал областной Совет народных депутатов, а позднее и областной исполнительный комитет. Ядро редакции газеты составили выходцы из старейшего издания Витебщины. В марте этого же года было создано еще одно региональное средство массовой информации городского уровня – газета «Віцьбічы».
В воспоминаниях, посвященных 95-летию «Віцебскага рабочага», бывший главный редактор Владимир Романовский с болью писал о том, как после длительной монополии партийной прессы было непросто привыкнуть к наличию конкурентов и сохранить свою читательскую аудиторию.
Сегодня на информационном поле области зарегистрировано более 60 периодических печатных изданий, из них 25 – государственные общественно-политические газеты.
За последние годы региональная государственная пресса сделала заметный шаг вперед по своему содержанию, информационной насыщенности, оформлению. В большинстве своем это современные издания, общий разовый тираж которых в Витебской области на начало 2013 года составил более 165 тысяч экземпляров. Людям интересно знать местные новости, как работает экономика их района (города), где будет вестись новое строительство, каким образом власть намерена решать значимые социальные вопросы.
Каждая из региональных газет Витебщины имеет свой сайт в Интернете. Здесь размещаются в основном оперативная информация, новости, а в печатных версиях их дополняют журналистские расследования, очерки, аналитика. Региональная пресса и дальше будет развиваться в данном направлении. Таково требование нашей стремительной жизни.
О значении средств массовой информации в современном обществе говорил глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 21 апреля 2011 года. А. Лукашенко подчеркнул, что, кроме функции информирования, СМИ должны формировать мировоззрение и моральные принципы граждан нашего государства, отстаивать их интересы. И в этом – главная задача средств массовой информации! Вместе с тем была отмечена необходимость оптимизации государственных СМИ.
На повестке дня появились новые, в том числе и организационные, формы работы. В 2012 году на основе нескольких белорусскоязычных изданий (газеты «Літаратура і мастацтва», «Звязда», журналы «Маладосць», «Полымя») был создан первый государственный информационный холдинг.
На уровне региональной прессы на первоначальном этапе оптимизации было принято решение о создании еженедельников на базе районных газет самых малочисленных регионов. Всего по стране было определено несколько «районок», в которых в порядке эксперимента проведено реформирование. В нашей области – районная газета «Голас Расоншчыны».
Со второго полугодия прошлого года она выходит раз в неделю объемом 8 полос. Новый формат издания предполагает и его новое наполнение. Пока еще редакция отрабатывает концепцию издания, но читатели газеты уже успели оценить перемены к лучшему. К действиям россонских коллег с любопытством присматриваются журналисты других «районок».
Следующий шаг в оптимизации государственных белорусских СМИ затронет областной уровень: принято решение о создании единой областной общественно-политической газеты. Витебским облисполкомом выбран вариант реорганизации «Віцебскага рабочага» и «Народнага слова» путем слияния их редакций в одну. Объединенный коллектив с 1 июля 2013 года обеспечит выпуск новой газеты – «Витебские вести». Издание сохранит периодичность выхода, увеличив объем четверговых и субботних номеров.
Главная цель, которая при этом ставится учредителем, – создание качественного, профессионального информационного продукта, который исключит дублирование информации. Ведь при существующем положении вещей оно неизбежно, поскольку и «Віцебскі рабочы», и «Народнае слова» являются официальными печатными органами Витебского областного исполнительного комитета и обязаны всесторонне освещать деятельность своего учредителя. Важным является и то, что объединение двух областных газет в одну позволит избежать распыления финансовых средств.
Объединенный коллектив воспримет лучшие традиции и опыт, накопленные поколениями журналистов «Віцебскага рабочага» и «Народнага слова», и перенесет их в новое издание, а также найдет собственный творческий стиль и тематику, которые не только сохранят за изданием читателей нынешних областных газет, но и завоюют для «Витебских вестей» новую читательскую аудиторию.