Со вступлением в силу в январе этого года новой редакции закона «О социальном обслуживании» в Беларуси появилась возможность привлекать негосударственные структуры к оказанию социальных услуг на условиях государственного заказа. Как она используется, какие «подводные камни» обнаружились на практике, в деталях проанализировали на прошедшем в Витебске семинаре «Социальные услуги и социальное обслуживание населения. Механизмы, инновации, перспективы». Место проведения семинара выбрано неслучайно: площадки, где обкатывается ноу-хау, на сегодняшний день созданы в Витебской и Гродненской областях. На Витебщине – это Новополоцк, где общество Красного Креста в дополнение к услугам, оказываемым региональным социальным центром, предложило свою службу сестер милосердия.
– С каждым годом в стране растет число пожилых людей, к сожалению, не становится меньше инвалидов. И по мере старения нации количество таких граждан будет увеличиваться, а вместе с этим и потребность в социальных услугах. Решить проблему возможно двумя способами. Во-первых, за счет увеличения количества государственных организаций, оказывающих такие услуги, – расширения госсектора системы социального обслуживания, что влечет значительное увеличение расходов бюджета на эти цели. Во-вторых, за счет привлечения организаций негосударственного сектора, оказывающих соцуслуги, – сказала начальник отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Татьяна Федорова. – Был выбран второй путь. Можно говорить, что сегодняшняя система социального обслуживания нуждается в реформировании, а именно перераспределении нагрузки между государственными организациями и обществом.
Механизм государственного социального заказа заключается в вовлечении различных негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в оказание социальных услуг на основе конкурсного отбора, который будут проводить местные исполнительные и распорядительные органы, отталкиваясь от того, какие социальные задачи наиболее актуальны для каждого конкретного региона, и финансовых возможностей.
Опыт Новополоцка показывает, что направление выбрано правильное. Пять сестер милосердия сегодня опекают там 46 больных, которые по разным причинам не попадают в сферу обслуживания территориальной социальной службы.
– Социальный работник не может быть назначен больным туберкулезом, лежачим, страдающим алкоголизмом и психическими заболеваниями, – пояснила первый заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого горисполкома Людмила Ивашкевич. – Но такие люди не меньше других нуждаются в уходе и социальной помощи. Поэтому сестры милосердия Красного Креста – это реальная возможность обеспечить им качественное обслуживание на дому. Но чтобы механизм работал в полную силу, нужно проработать нормативно-правовую базу, поскольку существующей недостаточно для бюджетного финансирования государственного социального заказа, выполняемого некоммерческими организациями.
На эту проблему обратила внимание и председатель областной организации Белорусского общества Красного Креста Галина Желанова:
– Сейчас сестры милосердия работают в Новополоцке на условиях соглашения, а не договора, поскольку законодательно не улажен механизм субсидирования. Финансовая поддержка идет от наших немецких коллег, с которыми мы реализуем совместный проект «От инновации к качественному уходу на дому». Об экономическом эффекте говорить еще рано, но первые расчеты показывают, что помощь сестер милосердия обходится дешевле, чем аналогичные услуги в учреждениях здравоохранения в три раза, в социальных – в два раза. Думаю, что финансовые вопросы будут решены. Мы же в свою очередь планируем со следующего года внедрить эту службу еще в 12 регионах области.